Шпора к канд. минимуму по философии

это понятие занимает центральное место во всей буддистской философии, оно

не получило в ней точного определения, и в буддистской литературе

встречаются разные его понимания. По мнению одних, нирвана – это полное

уничтожение, полное небытие; угосание жизненного огня, а вместе с ним и

всех эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь человека.

По мнению других, нирвана – это прекращение только доступного познанию

бытия и переход в некое иное, непозноваемое бытие. Точно также одни

считают, что нирвана достижима еще при жизни человека, другие, – что в нее

можно вступить только после смерти тела. Как бы то ни было, нирвана

озночает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным

буддистским воззрениям, состовляет удел всего живущего.

Отличие буддизма от других религий заключается в том, что судьба

человека зависит только от собственных усилий и неустанной сознательной

работой над собой.

ДХАРМА

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы - оно олицворяет учение

Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма»

имеет много значений: закон, учение, религия, истинно реальное и пр. Но

основное его значение в буддистской философии – «носитель своего признака»,

то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у

человека много. В их числе есть «чувственные», связанные с восприятием

материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания»

(отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе

«неподверженные бытию» и стремящиеся к покою – нирване.

По смерти человека дхармы, состовляющие его личность, распадаются, но

под действием той дхармы, которая создана всей деятельностью человека во

время его жизни и предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже

в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечный

круговорот дхарм, это мучительное «колесо бытия», вырваться из которого

человек может, только следуя заповедям Будды.

Представление о круговороте дхарм («колесо бытия»), о котором было

сказано выше, еще в раннюю эпоху получило метафизическую разработку в

учении о двенадцати ниданах , где все звенья, начиная с первой ниданы

(«неведение») и заканчивая последней («старость и смерть»), строго следуют

одно за другим. Учение о дхармах состовляет основу основ буддистской

философии.

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на

друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой. Не существует

единого универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех.

Нет универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма,

изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих.

Поэтому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и

простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной

диаграмме (мандале) и на красочной картине.

Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно - это под

силу лишь самым упорным и одарённым.

ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ УСТРОЙСТВО

Мир сансары для буддистов - это непрерывный поток рождений, смертей и

новых рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него

вовлечено всё живое и неживое на всех уровнях существования.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в «Типитаке» («тройной

карзине») своде произведений, основанных на откровениях Будды. «Типитака»

состоит из трех частей: виная-питака – сборник древних канонических правил

буддистских общин; сутта-питака – сборник бесед и изречений Будды;

абхидхарма-питака – метафизические рассуждения.

В этом сборнике в частности описаны принципы устройства мира и вселенной,

учение о душе и её спасении. Вселенная в буддийской догматике имеет

многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в

различных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны. Всего

существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по

степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три

разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней

или уровней сознания. Это низшая область бытия, здесь полностью действует

карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших

своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии. Уровни с 12-

го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь

уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще

связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец, последний уровень -

арупалока - отрешение от формы и от телесного материального начала.

Однако, согласно самой древней космологической схеме, существуют три

главных уровя - мир Брахмы (брахмалока ), мир богов и полубогов (девалока )

и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения, которым

подвергается человек. Влияние Мары распространяется на землю и множество

подземных адских областей.

В буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание

единства личности. Каждая личность представлена, как скопление

“изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личность, состоит из пяти

элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же

велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в

первоначальном буддизме. Душа распадается на отдельные элементы (сканды),

но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность,

необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в

прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из

сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки

спасения в буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное

сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека,

трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к

успокоению в нирване. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек

имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что

делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в

просветленное состояние. Социальная роль буддизма определяется идеей

равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек

мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину

(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к

миру строгих правил и запретов (253 запрета).Буддизм обогатил религиозную

практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется

ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого

себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах

веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях

буддизма, как «чань» и «дзен».

ЭТИКА БУДДИЗМА

Ценр тяжести раннебудистского учения лежит в нравственной области, в

нормах повдения человека. Через размышление и созерцание человек может

достигнуть истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди

святого учения, достигнуть совершенства. Элементарные, обязательные

заповеди для последователей Будды: не убивать ни одного живого существа, не

брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не

пить вина. Для тех же, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять

запретов развиваются в систему гораздо более строгих предписаний. Например,

запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного

целомудрия, запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа

от всякой вообще собственности и т.д. Словом, выполнение моральных

предписаний буддизма озночало требование монашеского образа жизни.

Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым

существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и

относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным.

Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку

решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым

существам – это не активная и деятельная любовь, а, скорее, пассивно-

благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид.

Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом на зло, ибо

этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже

защишать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за

убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпиливо и бесстрастно

относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.

Многие исследователи считают, что этика в буддизме занимает центральное

место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а

не религией. Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый,

многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к

местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи

Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами

распространения религии.

БУДДА - УЧИТЕЛЬ ИЛИ БОГ ?

Кто же всё-таки Будда для буддистов - Учитель, Бог или всего лишь

рядовой представитель довольно многочисленной категории будд - достигших

Просветления личностей, проживающих в разных мирах вселенной?

Несомненно, что Будда - Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и

учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо

буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие

качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный

облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те

самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае, так считают люди,

исповедующие различные религии.

Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам - с верой

в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли ни в

одном из направлений буддизма. Буддизм признаёт существование несчислимого

количества будд - в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды

прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд, есть пять будд

созерцания (дхьяни-будды); есть будды, олицетворяющие различные виды

деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого

света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только

для одного из них - того, кто стал Учителем человечества, - этот эпитет

является первым и главным именем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты