Шпора к канд. минимуму по философии

положенными на язык кислыми частицами, сцепляется, перемену движения

производит и в мозге оную представляет"[3].

В вопросе о происхождении психической жизни человека Ломоносов

проводит последовательную линию материализма в естествознании. При этом

для процесса формирования сознания индивида важно уметь управлять

человеческими страстями[4]. Естественно-научный материализм Ломоносова

стал началом изучения человека, его психики и сознания на основе опыта,

научного знания и эксперимента.

Вслед за Ломоносовым учение о человеке и его психической жизни

продолжил Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Труды Радищева

оказали большое влияние на развитие русской философской мысли. Основной

философской проблемой русский мыслитель считал проблему человека.

Основной же его философской работой является трактат "О человеке, о его

смертности и бессмертии", в котором исследуется сущность человеческой

души.

b 17----------

Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе.

см. Б16 №1

Б9 №1

Б6 №1

Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон,

Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).

Т.Гобб см 4 №2

Френсис Бэкон

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки

научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 -

1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт -

важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник

всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион.

метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение,

эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый

Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание

науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан "Органон" Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение

непоср. пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а

познание

законов и свойств вещей

Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь

средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе

знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и

доказательства. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование

методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума

от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода,

пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий,

антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их

сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др,

наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством

слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе

познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого

предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.

идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения

ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание

лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также полож

учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2 пути или

метода исследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих

умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож

на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит

все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной

переработке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы

исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство

исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и

орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное

созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б.

фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают

доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв.

отрицательные инстанции.

Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с

многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и

т.д.Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом,

занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера

скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство

материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно вечно. Назвал

19 форм движения.

ЛОКК Джон (1672--1704).материалист. развил теорию материалистического

эмпиризма. Единственный источник всех идей --- опыт. Идеи возникают

вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания,

направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). телам

присущи только количественные особенности. первичные качества ---

величина, фигура, движение и покой. Вторичные --- запахи, звуки, цвет,

вкус. НЕ принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием

первичных качеств.

Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать

деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение=абстракция). Эти

операции становятся предметом рефлексии. и простые идеи преобразуются в

сложные. умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг

другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности

достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на

чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). (Между опытом и

умозрит. знанием).Наша задача знать не все, а то, что необходимо для

поведения и практической деятельности.

Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности,

приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть 1)

законодательная;2) исполнительная;3) союзная=федеративная=судебная.

Джордж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б.

был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет

ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился

выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и

пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми

доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию

опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства

невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с

абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил "Трактат о началах челов знания"

, "Три разговора между Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его

главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение,

будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых

посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ.

субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как

таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть

сумма отдельных ощущений или "идей". "мы видим отдельные цвета, а не

окрашенную материю"...

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово

становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому,

что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может

образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея

материи не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех,

кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в

кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект

качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух.

деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается

доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда

прекращ. восприятие.

Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один.

Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята

другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в

ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может

исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает

в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по

напр. к объект идеализму. Цель науки есть научиться понимать язык творца,

а не притязать на объяснение явления телесными причинами.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм -

скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр.

издал "Трактат о чел. природе", "Опыты нравственные и политические". В

1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Даламбер,

Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом

единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.

объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны

логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, порожд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты