Шпора к канд. минимуму по философии

существует.

Бог ни не движим, ни движим. Во втором случае это было бы отрицанием

движения, в первом Бог должен двигатся по отношению к чему либо, а ни

чего кроме бога нет.

Гераклит (эфесский)

(530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт

учения о мире - представление о преходящем,изменчивом хар. всего

существующего.

Был прозван "темным", отчасти за стиль которым он написал свое учение.

Неясность, а следовательно, многозначность, с которыми написано учение

могли быть вызваны а) желание скрыть свое учение (сделать не понятным)

для простых людей, которых он презерал; б) Не ясность собственных мыслей;

в) отсутствие терминов в языке того времени которыми можно было описывать

абстрактные явления; г) обличение трактата в форму, соответствующую духу

учения. Принято считать, что г) + в).

Имел склонность к игре слов. У пифагорейцев - игра чисел, у Гераклита -

игра слов. Считал, что слова раскрывают сущность вещей, даже для высшего

понятия в своем учении он выбрал термин "ЛОГОС" (слово и разум).

Наивысшее основоположение его философии - многосторонность единого сущего

и единство противоположностей + текучесть и относительность всего сущего.

За первостихию Гераклит принял огонь. Но не огонь-продукт сгорания

материи, а некое вездесущее вещество, материальная первостихия, всегда

равное себе, неизменное во всех проявлениях, и вместе с тем это

непрерывный процесс, в котором нет ни чего постоянного.Огонь-продукт-

сгорания (престр) лишь частное проявление первоогня (чувствуется

склонность Г. к метафорам и двухсмысленностям). Огонь первовещество, но

сначала он при сгущении превращается в воду, а при сгущении воды

появляется землы/суша (и наоборот)

Утверждал, что людям лишь кажется существование множества независимых и

противоположных друг другу веще, на самом деле весе едино. Первоогонь, он

же ЛОГОС, есть причина и разум мира. Индивидуального разума не

существует, впечатление о том, что он существуетошибочно, т.к. разумность

поддерживается вдыханием огня (он же воздух). Когда человек спит -

взаимосвязь с ЛОГОСОМ посредством вдыхания и пр. уменьшается и человек

уже ни чего не помнит. Смерть аналогична (т.е. лишь тяжелый случай сна).

В качестве премера приводил уголек относимый от огня и подносимый к

нему.При этом бодорствование, сон, смерть - все одно и тоже. При это

утверждал, что чувства обманчивы, а истинно - логическое познание.

Считал, что ученость не полезна, полезно прислушивание к своему

внутреннему я (т.к. это часть ЛОГОСА)

Разум является в трех формах: 1)начало, созидающее мировой порядок,

устраивающее все по закону, числу, мере; 2)как начало мыслящее,

познающее, всеведующей (индивидуальная мысль - частица этой

составляющей); 3)то, что познается, умопостигаемое единство всего. В то

же время разум - это конкретно материальное вещество: Огонь (ЛОГОС)

Мировой процесс состоит из проивоположных движений "Вверх" и "Вниз", эти

движения подобны движению маятника (существ. некий min- и max-чистый

огонь). Соответственно, в зависимости от направления движения мир либо

создается, либо уничтожается. Закон движения заключается в том, что вещь

превращаестся в свою противоположность. Сущ. мнения по которым процесс

создания-уничтожения мира поступателен (т.е. не дискретен) или делится на

периоды. Небесные тела - черпаки в которых скапливаются испарения светлые

или темные. Луна хотя и ближе Солнца но находится на "грязном месте".

Гераклит проводил парралель между строением человека и мира. Центральное

место в человеке - жилудок (аналог моря). Желудок окружен тремя слоями.

Во втором слое находитсясамый жаркий огонь (место прибывания души). Сон-

бодрствование аналог дня и ночи (когда темные испарения берут верх над

светлыми), смерть - уничтожение мира, рождение - сотворение. Человек

гибнет от избытка влажности (плохая смерть) и от недостатка (становится

"богом"). Человек совсем не исчизает после смерти, а доходит до

невидимого минимума. Гераклита можно назвать отцом научной медицины

(псевдонаучно обосновывал строение человека)

В мире нет целей существования лежащих за пределами мира. Т.е. в каждый

момент цель существования лежит внутри мира.

Высшее правило поведения - постич мировой разум и следовать ему. Высшая

цель - отречся отиндивидуальности. Добро, зло, красота, уродство -

индивидуальные понятия, объективно они не существуют. Гераклит

прославляет войну и состязания.

Т.к. Гераклит подчеркивал многосторонность вещей, то можно сказать, что в

его учении существуют зачатки релятивизма.

Гераклит относился к людям как к глупой черни (за редким исключением).

При жизни не имел последователей. После смерти у него были последователи,

однако не имевшие в своих рядах ярких философов. В последствии стоики

заимствовали часть учения Г.

По приданию умер при попытке исцелить себя от "водяной болезни"

посредством обмазываниея себя навозом и лежании на солнце. Его остатки

были съедены собакам (похоже на клевету врагов, коих у него было

много, т.к. быть съеденым собаками воспринималось как наивысшее

издевательство)

2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и

цивилизации).

Вопрос дутый. Преимущество отдать первому вопросу.

H.A. Бердяев (1874-1948) -философ и публицист. Прошел путь от "легальному

марксизму"(позже став активным противником учения К. Маркса (в виду не

принятия идеи диктатуры: истина существует объективно)) до религиозного

миросозерцания, был членом религиозно-философского общества. Родился в

Киеве в 1874 году в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском

корпусе, затем естественный факультет Киевского университета, затем

перешел на юридический. Он включился в социал-демократическую работу,

став пропагандистом марксизма, за что при разгроме киевского "Союза

борьбы за освобождение рабочего класса" в 1898 г. был арестован и

исключен из университета. С 1901 по 1903 г. находился в административной

ссылке, где отошел от социал-демократии и примкнул к либеральному "Союзу

освобождения". В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал

участие в различных сборниках. Бердяев приветствовал народный характер

Февральской революции и вел пропагандистскую работу по предотвращению

"большевизации" революционного процесса. Октябрьскую революцию расценил

как национальную катастрофу. В советский период жизни Бердяев создал в

Москве Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии.

В 1922 году Бердяев был насильственно выдворен за пределы страны. В 1922

- 1924 годах жил в Берлине. Выход в свет его эссе "Новое средневековье.

Размышление о судьбе России и Европы" (1924) принес Бердяеву европейскую

известность. До конца жизни считал себя русским философом, хотя жил и

печатался за границей.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и с

связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может

быть только антропоцентрическим - философия "познает бытие из человека и

через человека". Четыре понятия, взаимно связанных, в сущности разные

аспекты одной идеи, определяют религиозную тему Бердяева: Личность, Дух,

Свобода и Творчество. Философия Бердяева носит персоналистический

характер; он сторонник ценностей индивидуализма Считал, что: "личность

не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности.

Личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой

личности.", "Свобода для меня первичнее бытия", "Свобода не создана

Богом, но он сам рождается... из свободы и из этой же свободы, из Ничто,

которое потенциально содержит в себе Все, от творит мир." Такая

концепция свободы трудно примирима с пониманием Бога как существа

Абсолютного. Так как свобода не создана Богом, он не обладает властью над

свободой. Свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает

возможность как добра, так и зла. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием,

но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой.

Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является

источником зла. Бердяев не мог, подобно Соловьеву, возложить

ответственность за зло в мире на Бога

Объективированный мир не есть подлинный реальный мир... Объект есть

порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте

познается реальность.". В результате человек оказывается в двойственном

положении: как личность он остается в своей глубине носителем

экзистенциального "я", образа и подобия Бога, как индивид он становится

причастен миру природной и социальной необходимости. Писатель видит

природное зло не только в жестокости борьбы за существование, в страдании

и смерти, а в самом факте необходимости, несвободы, которая составляет

сущность материи. "Человек с его возможностями духовной свободы брошен в

слепой механический мир, который порабощает и губит его".

Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой личности

мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр

мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и

всеобъемлимости духа конкретного человека. Даже трансцендентное

открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода

двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к

добру, истине, красоте, вечности и от Божественного "ничто", которое

заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

Бердяев ставит вопрос об отношении творчества и греха, творчества и

искупления, об оправдании человека в творчестве и через творчество.

"Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал

его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через

творчество, а не только через аскетическое очищение от греха". Бердяев

говорит о трагедии человеческого творчества. Он видит ее в несоответствии

его результатов первоначальному замыслу, в том, что "творческий акт в

своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие... на

преображение мира. Но в условиях падшего мира он отяжелевает,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты