МАХАЯНА И ХИНАЯНА
Изменение буддийского вероучения шли в двух направлениях: с одной
стороны, в интеллигентских кругах и в среде руководителей монашеских общин
происходило усложнение и дальнейшее развитие буддийской метафизики; с
другой стороны, по мере распространения буддизма среди широких масс, в
особенности за пределами Индии, шло приспособление буддистского учения к
местным традициям, к примитивным верованиям народов разных стран. Между
членами общины верующих (сангха ) возникли серьёзные разногласия по поводу
трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену
жёстких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то время как
другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н.э. это привело к
расколу сангхи на махасангхику («большую общину»), обьединявшую сторонников
большего «обмирщения» буддийской общины, и тхераваду («учение старейшин»),
сторонники которой придерживались более консервативных взглядов.
В I в. н.э. в буддизме образовались две ветви хинаяна («узкая
колесница») и махаяна («широкая колесница»). Махаяна образовалась с
появлением цикла текстов, названного «Пряджняпарамита». Это название
происходит от санскритских слов «пражня» («высшая мудрость») и «парамита»
(«переправа», «средство к спасению»). Образование этих направлений в
буддизме было вызвано прежде всего различиями в социально-политических
условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним
буддизмом, признаёт Будду человеком, нашедшем путь к спасению, которое
считается достижимым только через уход от мира - монашество. В махаяне
меняется отношение буддистов к Будде - он уже не просто Учитель и
проповедник, а могущественный маг и сверхъестественное существо, которому
можно поклонятся как божеству. Возникает важная религиозная доктрина трёх
тел Будды (трикая) - это физическое тело, символизирующее историческую
личность Будды Шакьямуни, тело наслаждения, или мистическое тело, и
абсолютное тело Дхармы, символизирующее истинную и вечную сущность
буддийского учения.
Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-
монахов, но и для мирян, причём упор сделан на активную проповедническую
деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличии от хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за
пределы Индии, породив множество толков и течений. Хинаяна отличается
простотой обрядности, её главным элементом является: культ Будды,
проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и
смертью Учителя, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся
реликвии буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв –
это существа, достигшие совершенства путем преодоления в себе жажды
существования и заслужившие переход в нирвану, но добровольно оставшиеся на
время в миру, чтобы спасать другие существа, то есть бодхисатва – это как
бы потенциальный будда. Еще одно важное новшество, введенное махаянистами в
буддистское вероучение, - это допущение мирян в нирвану. Но самый идеал
нирваны, привлекательный для утонченных философов, был мало понятен широким
массам. И вот в махаянисиском буддизие возникает учение о рае, совершенно
отсутствовавшее в раннем буддизме. Наряду с раем также появился и
буддийский ад, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и
разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник
пышный ритуал.
В махаянистском учении осталось уже очень мало от первоначального
буддизма как филосовско-этической системы. Зато в этой, более гибкой своей
форме буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в
разные страны.
ВАДЖРАЯНА (ЛАМАИЗМ)
С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько
названий: ваджраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм,
эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше
связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Постепенному
обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопостовлялась
мнгновенная, подобная молнии, реализация природы будды в течении этой
жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения,
который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет
место передача знаний «от посвящённого к посвящаемому», ваджраяну называют
также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратившие
внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов,
стали именовать эту религию ламаизмом. Считается, что именно в ламах
сущность будды выражена с наибольшой полнотой, поэтому их почитают как
божество.
Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей,
удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей
религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность.
Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение
абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального
ритуала раскрывается присутствие природы будды в теле.
Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений
Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.
Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно
упростился процесс общения с Богом : верующему достаточно было прикрепить
к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в
специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа
верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибудды,
представляющегося первичным эвеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял
рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то
после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в
раю. Особенно большое значение придается созерцанию и магическим
заклинаниям, знание которых облегчает и ускоряет перерождение и достижение
нирваны. Вместо длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны
через одно короткое тайное заклинание – дарани. Таким образом, центр
тяжести переносится с самостоятельных усилий человека (как это было в
раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из
филосовской системы в простое колдовство.
К IX в. ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается
главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI -
XVII вв. приходит в Россию.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С
III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в. н.э.
- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в.
- в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой
главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран
и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился
везде и, привившись к дереву местной культуры, дал новые побеги.
Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто
китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа
чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы
тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно
завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и
дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство, упровляемое главой
школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным
лидером.
Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная Азия, Япония.
Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих
регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство
в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая буддийские
идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на буддизм.
В конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и
в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не
ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в
монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он
представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского
духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов,
учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-
хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным
невдалеке от г. Улан - Уде.
С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он
как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм),
затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные
культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией,
формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих
стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные
традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету
культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и
ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а
также литературы.
БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ
Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких
сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно -
буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской
европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и
вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и
религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо
райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное
небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на
христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он
видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой
считалось христианство.
РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ
После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм
религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни
такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях,
ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души
- основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37