Шпора к канд. минимуму по философии

МАХАЯНА И ХИНАЯНА

Изменение буддийского вероучения шли в двух направлениях: с одной

стороны, в интеллигентских кругах и в среде руководителей монашеских общин

происходило усложнение и дальнейшее развитие буддийской метафизики; с

другой стороны, по мере распространения буддизма среди широких масс, в

особенности за пределами Индии, шло приспособление буддистского учения к

местным традициям, к примитивным верованиям народов разных стран. Между

членами общины верующих (сангха ) возникли серьёзные разногласия по поводу

трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену

жёстких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то время как

другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н.э. это привело к

расколу сангхи на махасангхику («большую общину»), обьединявшую сторонников

большего «обмирщения» буддийской общины, и тхераваду («учение старейшин»),

сторонники которой придерживались более консервативных взглядов.

В I в. н.э. в буддизме образовались две ветви хинаяна («узкая

колесница») и махаяна («широкая колесница»). Махаяна образовалась с

появлением цикла текстов, названного «Пряджняпарамита». Это название

происходит от санскритских слов «пражня» («высшая мудрость») и «парамита»

(«переправа», «средство к спасению»). Образование этих направлений в

буддизме было вызвано прежде всего различиями в социально-политических

условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним

буддизмом, признаёт Будду человеком, нашедшем путь к спасению, которое

считается достижимым только через уход от мира - монашество. В махаяне

меняется отношение буддистов к Будде - он уже не просто Учитель и

проповедник, а могущественный маг и сверхъестественное существо, которому

можно поклонятся как божеству. Возникает важная религиозная доктрина трёх

тел Будды (трикая) - это физическое тело, символизирующее историческую

личность Будды Шакьямуни, тело наслаждения, или мистическое тело, и

абсолютное тело Дхармы, символизирующее истинную и вечную сущность

буддийского учения.

Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-

монахов, но и для мирян, причём упор сделан на активную проповедническую

деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Махаяна, в отличии от хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за

пределы Индии, породив множество толков и течений. Хинаяна отличается

простотой обрядности, её главным элементом является: культ Будды,

проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и

смертью Учителя, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся

реликвии буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв –

это существа, достигшие совершенства путем преодоления в себе жажды

существования и заслужившие переход в нирвану, но добровольно оставшиеся на

время в миру, чтобы спасать другие существа, то есть бодхисатва – это как

бы потенциальный будда. Еще одно важное новшество, введенное махаянистами в

буддистское вероучение, - это допущение мирян в нирвану. Но самый идеал

нирваны, привлекательный для утонченных философов, был мало понятен широким

массам. И вот в махаянисиском буддизие возникает учение о рае, совершенно

отсутствовавшее в раннем буддизме. Наряду с раем также появился и

буддийский ад, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и

разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник

пышный ритуал.

В махаянистском учении осталось уже очень мало от первоначального

буддизма как филосовско-этической системы. Зато в этой, более гибкой своей

форме буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в

разные страны.

ВАДЖРАЯНА (ЛАМАИЗМ)

С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько

названий: ваджраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм,

эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше

связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Постепенному

обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопостовлялась

мнгновенная, подобная молнии, реализация природы будды в течении этой

жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения,

который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет

место передача знаний «от посвящённого к посвящаемому», ваджраяну называют

также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратившие

внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов,

стали именовать эту религию ламаизмом. Считается, что именно в ламах

сущность будды выражена с наибольшой полнотой, поэтому их почитают как

божество.

Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей,

удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей

религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность.

Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение

абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального

ритуала раскрывается присутствие природы будды в теле.

Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений

Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.

Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно

упростился процесс общения с Богом : верующему достаточно было прикрепить

к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в

специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа

верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибудды,

представляющегося первичным эвеном всех дальнейших воплощений Будды.

Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял

рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то

после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в

раю. Особенно большое значение придается созерцанию и магическим

заклинаниям, знание которых облегчает и ускоряет перерождение и достижение

нирваны. Вместо длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны

через одно короткое тайное заклинание – дарани. Таким образом, центр

тяжести переносится с самостоятельных усилий человека (как это было в

раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из

филосовской системы в простое колдовство.

К IX в. ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается

главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI -

XVII вв. приходит в Россию.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С

III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в. н.э.

- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в.

- в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой

главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран

и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился

везде и, привившись к дереву местной культуры, дал новые побеги.

Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто

китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа

чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы

тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно

завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и

дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство, упровляемое главой

школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным

лидером.

Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная Азия, Япония.

Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих

регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство

в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая буддийские

идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на буддизм.

В конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и

в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не

ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в

монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он

представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского

духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов,

учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-

хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным

невдалеке от г. Улан - Уде.

С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он

как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм),

затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные

культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией,

формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих

стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные

традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету

культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и

ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а

также литературы.

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких

сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно -

буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской

европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и

вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и

религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо

райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное

небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на

христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он

видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой

считалось христианство.

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ

После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм

религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни

такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях,

ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души

- основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты