Шпора к канд. минимуму по философии

общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет

Докритический период в творчестве И.Канта.

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель,

с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая

философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом, где он

родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770),

профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К.

традиционно различают два периода. Первый из них - "докритический" -

охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об

истинной оценке живых сил") - до конца 1770-х. В сочинениях этого периода

еще не выработан характерный для последующего времени философского

творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого

времени вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и

развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д.

Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная

история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом,

уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось

недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать

слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...".

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать

филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как

умозрительная наука (без обращения к опытным данным).

Развивал последовательную материалистическую концепцию саморазвития

природы. Своими прямыми предшественниками он называл Демокрита и Эпикура.

Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из

частиц (гр. - монад), которые обладают присущим им силами притяжения и

отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория

происхождения планет и звезд.

Идея постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение

к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.

Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливов.

Вершина его докритической ф. - космогопическая гипотеза. Многие

современные астрофизики считают, что она вполне удовл. Объясняет процесс

возникновения миров во Вселенной. Создавая ее он исп. Теорию Космических

Вихрей Декарта.

Основные этапы космогопической гипотезы:

o В первоначальном состоянии В. представляла собой туманность - огромн.

Облако хаотически рассеянных материальных частиц.

o Под влиянием силы притяжения н без к -л. божественною первотолчка частицы

движутся друг к другу. Вследствии чего вокруг элементов с большой

плотностью образуются сгустки материи.

o Под влиянием силы отталкивания элементы элементы стремятся к точкам

притяжения отклоняют друг друга прямолинейного движения. которое

преобразуется в круговое движение около центра притяжения.

o В результате вихревого движения частиц Вселенная образует систему

движущихся в одном направлении космических тел вокруг центрального

космического тела.

o Спиральная форма солнечн. системы подтверждает теорию К.

На этом этапе завершается восхождение космической эволюции, которая через

некоторое время становится нисходящей:

o В результате замедления, с течением времени, вращение миров вокруг

центрального тела замедляется все они попадают на него.

o Увеличение горючей массы вызывает такой жар, что вся материя испаряется,

и Вселенная снова превращается в туманность. После чего зарождение миров

возобновляется.

Природу К. сравнивал с птицей Феникс, которая лишь затем сжигает себя,

чтобы вновь вернуться новой из своего пепла.

центром Вселенной К. ошибочно считал - звезду Сириус.

Существуют противоречивые мнения относительно того был ли К. атеистом? У

него встречается предположение - что бог создал первичную материю; из

которой естественным путем возникают миры. Ряд исследователей считает, что

со стороны К. это была цензурная хитрость чтобы избежать обвинения в

безбожии и не быть уволенным из университета.

b 15----------

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная

обусловленность знания.

Наука как социальный институт, система воспроизводства

знаний, система знаний и особая область культуры.

Истина - знание, содерж. которого не зависит ни от субъекта, ни от

человечества. Истины объективны по содержанию и субъективны по форме

(пример костра-света, при этом упоминуть о относительности вещей-МАТРИЦА).

Идеалисты как признают постигаемость истины, так и не признают,

материалисты признают.

Наука (опред. не точно) - система знаний, форма деятельности,

выявляющая св-ва и хар-ки материи (и духа, но пока до этого не дошли). =>Н.

истина - объективно существующие св-ва материи.

Социокультурные ценности - человечество придумало себе само (правда,

исходя из социальных, предпосылок, напр. долг, самопожертвование). Это

красота, искуство и пр. (поразмышлять)

Идеология знаний, на мой взгляд, отсутствует. Вся идеология науч.

школы исходит от людей, а не от науки. Наука констатирует факты бытия, а не

трактует отношение к ним. (развить)

Социальная обусл. знаний, в перв. очередь, связана с облегчением

труда ("все от ленности человека"), что в св. очередь выводит социум на

новый уровень. В свою очередь новый уровент социума требует должного уровня

науки (развить)

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и

соответствующие научные рекомендации. Наука зародилась в древности.

Предпосылки появились на Др Востоке: Египет, Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь

накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и общ,

возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние

воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Др Греции,

где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от

мифологических и религиозных традиций. С тех пор до самой инд рев главной

функцией науки было объяснение, а ее основной задачей --- познание с целью

раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью

которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное

знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки

требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности,

последовательной рационализации, доминирования соответствующего

менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье,

когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря

монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в

Новое время формы мышления] и в целом менталитет человека, бывшие ранее

исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала

важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общ вообще не

могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно

позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет

разветвленную структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала

важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет

взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией,

этикой,искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет

без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей

обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить

естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может

обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью

неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным,

добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической

деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу

исследовательскойдеятельности, направленную на производство новых знаний о

природе,обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом,

с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения,

экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-

исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему

научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в

качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований.

Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.

Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч

позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая

исторически подвижное соотношение частей, природоведение и

обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические

и прикладные исследования.

Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает

за отделением умственного труда от физического, с превращением

познавательной деятельности в особый род занятий --- сперва очень

малочисленной--- группы людей. С появлением крупного машинного

производства создаются условия для превращения науки в активный фактор

самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача -

познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой

технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-

химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях

НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука

могла удовлетворять потребностям совр производства, он превращается в соц

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты