Шпора к канд. минимуму по философии

теорию.

b 24----------

1. Рационализм и наука.

Наука - еще одна форма общественного познания, отражающая природный,

социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. На

протяжении многих столетий наука служила примером рациональности, но

ситуация сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социального

общества обострила рпоблему рациональности науки. Как показали в развитии

науки, начиная с 17 в, возникли последовательно три типа научной

рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII вв)- при

теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от

всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам

и совершаемым операциям. Это необходимое условие получения объективно-

истинного знания о мире;

2. Неклассический тип научной рациональности (конец 19- середина 20 вв)

который уже учитывает зависимость результатов исследований от характера

тех средств, к которым прибегает ученый (особенно при эксперименте) и от

специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект;

3. Постклассический тип научной рациональности, рассматривающий

деятельность ученого в более широком поле; теперь уже учитывает

соотнесенность знаний об объекте не только с исследовательскими

средствами и операциями, но и с ценностно-целевой ориентацией ученого.

Выход из сегодняшней экономической и социальной ситуации состоит не в

отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического

измерения.

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева.

Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные

понятия).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое

влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти

славянофилов.

Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

западноевропейской и восточной мысли. Общественно-историческая задача

философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии

нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую Основа нравственности

- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия.

Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как

высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть

самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на

этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом

- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

ценностей.

Центральная идея учения - идея положительного всеединства или

"всеединого сущего". Это всеединство являет собой совершенный синтез

истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного

- обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный

мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель

исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так

как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в

вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,

посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через

божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и

божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между

божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,

единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою

волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

провиденционализма.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является

объединение католической и православной церквей. Русская идея -

исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)

- единение церкви, государства и общества.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через

концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь

трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала - Бога. Эмпир. знание раскрывает внешнюю сторону

явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается

через непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.

В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской идеи

"всеединства" (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-

философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Евгений

Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905) Трубецкие, Павел

Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен Людвигович Франк

(1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).

Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.

Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия

"абсолютное знание". Если по Соловьеву абсолют - сущность всего в мире, то,

по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и

возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о

мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.

Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В

центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,

отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.

Пространство и время - формы чувственности некой мировой души, коренящейся

в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,

разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности -

объединения людей в "церковном богочеловеческом организме".

Флоренский Павел Александрович - продолжатель идей Соловьева, стремился

создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и

искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование

православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с

исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,

физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение

как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым в

1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и

развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное

мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости

божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения

христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса

в осуществлении "идеала духовного единства и органического духовного

творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-

исторической обоснованности общественной и политической культуры". Всю

жизнь Франк утверждал как высшую ценность "всеобъемлющую любовь в качестве

восприятия и признания ценности всего конкретно-живого".

b 25----------

1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом

глобальных проблем.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество

держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые

изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что

индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,

навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. особенно

стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе

дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к

ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного

способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты