той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем
Востоке.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и
развил не только религиозные представления, культ, философию, но и
культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех
стран, которые попали в сферу его влияния, а также опредилил их образ жизни
и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут
сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале,
Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме,
Тайланде и Лаосе.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной
ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов,
посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим
(признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во
многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не
запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно
исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую "местную" религию, поэтому
довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм
является в настояшее время одной из самых распространённых религий в мире.
КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от
кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни.
Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы - тхеравады,
Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни
основателя буддизма - с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях
буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.
Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее
экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней
Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из
жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших
практически любое событие. Буддизм же с момента своего возникновения
отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на сословия
(варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей
(брахманы, кшатрии и гахапати), и низшей - она включала людей,
обслуживающих господ-
ствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю
какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к
личности, в человеке важны были только личные заслуги.
Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая
разгоралась на севере Индии в VI-V вв. Классовые противоречия достигли
здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей-рабовладельцев,
князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных крестьян и низших
каст; соперничество и борьба за власть между высшими кастами, брахманами и
кшатриями, - все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения.
Вера в незыблемость кастового строя начала колебаться. Широко
распространились отшельничество, аскетизм и монашество, появлялась
неудовлетворенность существующим порядком даже у тех, кто принадлежал к
высшим кастам. В этой обстановке возникали различные еретические учения и
секты. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее
настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.
БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД
У Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека,
другая - это собрание мифов и легенд, со временем почти полностью
оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в
одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи
родился сын Сиддхартха Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не
горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и
смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски
рецепта всеобщего счастья. Не простым оказался этот путь, но зато он
увенчался успехом. В местности Гая на него снизошло Просветление, и ему
открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда ему было 35 лет.
В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты,
"повернул колесо Дхармы" (высшая истина). 45 лет Сиддхартха странствовал
по Индии, распространяя своё учение. У него появились ученики и
последователи, которые своего Учителя и прозвали Буддой. В возрасте 80 лет
Будда скончался, но ученики и после смерти Учителя продолжали
проповедовать его учение по всей Индии. Такова реальная биография Будды -
человека, ставшего основателем новой религии.
Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий
Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 -
царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 -
гусём, 6 - слоном, кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом,
лягушкой, зайцем и т.д.) Так было, пока боги не решили, что пришло ему
время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке
неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.
Именно поэтому его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достиг цели".
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
Основу мировоззренния буддизма состовляют так называемые «четыре
возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» будды
Гаутамы.
Проповедь своего учения Будда начал с "четырёх благородных истин": о
страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о пути к
прекращению страданий. Говорил он своим ученикам (бхикшу): "А вот, бхикшу,
благая истина о том, что существует страдание. Рождение - страдание,
старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание; соединение с
тем, что неприятно, - страдание; разъединение с тем, что приятно, -
страдание; когда нет возможности достичь желаемого - это тоже страдание".
Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание,
неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в
конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с "разъединением
с приятным". Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и
неибежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или
жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к
существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина. Третья истина
гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком,
подвластна его воле и может быть им же устранена - чтобы положить конец
страданиям, надо прекратить испытывать желания. В четвёртой истине
говориться о восьмеричном благородном пути: "Этот благой восмеричный путь
таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь,
правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное
осознание и правильное сосредоточение". Таким образом, восьмеричный путь
включает три основные состовляющие: культуру поведения (правильные мысль,
слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и
сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Из всех четырёх истин именно восьмеричный путь состовляет главное
своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения,
но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами,
без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это
очень отличается от других религий - ни одно религиозное учение не
признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным
существом. Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека - выходу
из круговорота перерождений (сансары), а значит к прекращению страданий и
достижения нирваны. Следование только моральным заповедям приносит лишь
временное облегчение.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики
бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие
неизменной души (анатман), а также учение о взаимозависимом возникновении
всех вещей (пратитья самутпада).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОСТУЛАТЫ
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых
тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод,
страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её
чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной
жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других
индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена
телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин "сансара".
Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков
постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность,
унижения. Поступая хорошо - вкушает радость и умиротворённость.. Сумма всех
поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь
приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает
закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения
и называется кармой.
Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра -
"колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра
состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обуславливает кармические импульсы
(санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер нама-рупы
- физического и психического облика человека; нама-рупа способствует
формированию шести сфер познания - видимого, слышимого, осязаемого,
обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом). Органы
чувств воспринимают окружающий мир и порождают желание (тришна), которое в
свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о
чём мыслит человек. Привязанность приводит к жажде вечного существо-вания
(бхава), следствием чего является рождение. А всякое рождение влечёт за
собой старость и смерть.
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и
дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к
следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в
освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его
поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.
Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной. Хотя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37