Шпора к канд. минимуму по философии

той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем

Востоке.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и

развил не только религиозные представления, культ, философию, но и

культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех

стран, которые попали в сферу его влияния, а также опредилил их образ жизни

и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут

сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале,

Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме,

Тайланде и Лаосе.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной

ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов,

посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим

(признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во

многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не

запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно

исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую "местную" религию, поэтому

довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм

является в настояшее время одной из самых распространённых религий в мире.

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от

кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни.

Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы - тхеравады,

Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни

основателя буддизма - с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях

буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.

Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее

экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней

Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из

жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших

практически любое событие. Буддизм же с момента своего возникновения

отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на сословия

(варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей

(брахманы, кшатрии и гахапати), и низшей - она включала людей,

обслуживающих господ-

ствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю

какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к

личности, в человеке важны были только личные заслуги.

Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая

разгоралась на севере Индии в VI-V вв. Классовые противоречия достигли

здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей-рабовладельцев,

князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных крестьян и низших

каст; соперничество и борьба за власть между высшими кастами, брахманами и

кшатриями, - все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения.

Вера в незыблемость кастового строя начала колебаться. Широко

распространились отшельничество, аскетизм и монашество, появлялась

неудовлетворенность существующим порядком даже у тех, кто принадлежал к

высшим кастам. В этой обстановке возникали различные еретические учения и

секты. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее

настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.

БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД

У Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека,

другая - это собрание мифов и легенд, со временем почти полностью

оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в

одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи

родился сын Сиддхартха Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не

горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и

смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски

рецепта всеобщего счастья. Не простым оказался этот путь, но зато он

увенчался успехом. В местности Гая на него снизошло Просветление, и ему

открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда ему было 35 лет.

В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты,

"повернул колесо Дхармы" (высшая истина). 45 лет Сиддхартха странствовал

по Индии, распространяя своё учение. У него появились ученики и

последователи, которые своего Учителя и прозвали Буддой. В возрасте 80 лет

Будда скончался, но ученики и после смерти Учителя продолжали

проповедовать его учение по всей Индии. Такова реальная биография Будды -

человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий

Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 -

царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 -

гусём, 6 - слоном, кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом,

лягушкой, зайцем и т.д.) Так было, пока боги не решили, что пришло ему

время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке

неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.

Именно поэтому его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достиг цели".

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Основу мировоззренния буддизма состовляют так называемые «четыре

возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» будды

Гаутамы.

Проповедь своего учения Будда начал с "четырёх благородных истин": о

страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о пути к

прекращению страданий. Говорил он своим ученикам (бхикшу): "А вот, бхикшу,

благая истина о том, что существует страдание. Рождение - страдание,

старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание; соединение с

тем, что неприятно, - страдание; разъединение с тем, что приятно, -

страдание; когда нет возможности достичь желаемого - это тоже страдание".

Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание,

неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в

конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с "разъединением

с приятным". Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и

неибежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или

жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к

существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина. Третья истина

гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком,

подвластна его воле и может быть им же устранена - чтобы положить конец

страданиям, надо прекратить испытывать желания. В четвёртой истине

говориться о восьмеричном благородном пути: "Этот благой восмеричный путь

таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь,

правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное

осознание и правильное сосредоточение". Таким образом, восьмеричный путь

включает три основные состовляющие: культуру поведения (правильные мысль,

слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и

сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).

Из всех четырёх истин именно восьмеричный путь состовляет главное

своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения,

но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами,

без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это

очень отличается от других религий - ни одно религиозное учение не

признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным

существом. Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека - выходу

из круговорота перерождений (сансары), а значит к прекращению страданий и

достижения нирваны. Следование только моральным заповедям приносит лишь

временное облегчение.

Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики

бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие

неизменной души (анатман), а также учение о взаимозависимом возникновении

всех вещей (пратитья самутпада).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОСТУЛАТЫ

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых

тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод,

страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её

чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной

жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других

индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена

телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин "сансара".

Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков

постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность,

унижения. Поступая хорошо - вкушает радость и умиротворённость.. Сумма всех

поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь

приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает

закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения

и называется кармой.

Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра -

"колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра

состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обуславливает кармические импульсы

(санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер нама-рупы

- физического и психического облика человека; нама-рупа способствует

формированию шести сфер познания - видимого, слышимого, осязаемого,

обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом). Органы

чувств воспринимают окружающий мир и порождают желание (тришна), которое в

свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о

чём мыслит человек. Привязанность приводит к жажде вечного существо-вания

(бхава), следствием чего является рождение. А всякое рождение влечёт за

собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и

дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к

следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в

освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его

поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной. Хотя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты