значительные достижения в области естествознания привели к тому, что
философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее
развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи
географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в
математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм
Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1)
отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой
природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь
с естествознанием; 4) исследование проблем человека.
Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений
стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против
христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к
избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть
ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее
благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель
есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно
пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из
самой природы человека.
Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное
целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический
- Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами,
растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога
над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная
диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к
познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. ог стоит выше
противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в
боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс,
единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую
направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема
бесконечности, методология математических понятий для познания природы.
ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские
концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении
схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами
этого естественно- научного направления в философии были:
1) методы экспериментально - математического исследования природы; по
Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине
приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на
элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в
целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится
количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ
исследования природы.
2) детерминистское истолкование действительности, противоположное
теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что
говорит о том, что существует естественная необходимость.
3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма
(наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни,
человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были:
метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как
абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на
природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-
предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в
дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в
бесконечном мире.
Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих
социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы
изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского
государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и надо обуздывать
государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям,
предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических
целях.При этом утверждение независимости государственных форм
общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли
(еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной
деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры
возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.
Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и
цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый
антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом
ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием
творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью.
Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом
себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и
цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и
социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает
определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса
проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную
"божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности,
в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм
определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и
распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.
Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,
филологический.
b 3----------
1. Природа человека и смысл его существования.
Отсутствует общепризнанное определение "человека". Нет общепризнанного
критерия (не видового), по которому человек отличался бы от прочих
животных, выделяют умственную деятельность и труд.
Выделяют 3 составляющую человека: биологическая (гены, нервная
деятельность и т.п.), психическая (чувства, воображение и т.п.) и
социальная (мировоззрение, ценностные установки). Это не механическая
смесь, а тонкое, взаимовлияющее сообщество. При исключении одной из
составляющих личности ЧЕЛОВЕК не будет. (обосновать существование каждой
составляющей и показать их взаимосвязь)
Также Спиркин, выделяют 4ю составляющую: космическую, мотивируя тем, что
все мы часть космоса и ноосфера (биосфера) может быть и общекосмической
(показать, что определение не ложно, но спорно).
Смысл существования, скорее всего, не дан извне, однако, в разные этапы
истории существовали разные ценности. (привести пример смысла жизни:
средние века - "служение Богу"; возрождение и просвещение - "активные
поиски"; СССР - "служение родине", однако, общепризнанного не было;
фантасты - "высшекосмическое", привести пример - Эрик Ф. Рассел "Звездный
страж" , ). Смысл жизни каждый
человек выбирает себе сам. Обобщая: смысл жизни - реализовать себя (что
именно реализовать - каждый решает сам).
2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,
искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Традиционно под фразой "средневековье" понимается Европа 10-14 веков,
хотя с точки зрения лингвистики в средние века существ. китайская
философия, однако, судя по окончанию вопроса речь идет именно о
средневековой Европе (всуе, упомянуть про смену династий в это время в
Китае)
Философия средних веков носит название "схоластика". Ее содержание
составляла совокупность религиозно-философских учений, которые в
противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и
рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.
В тяжелых социально - экономических условиях средневековья наука и
философия могли существовать только в стенах церкви (все остальное
уничтожалось, а церковь давала защиту) => в итоге наука и философия были
подчинены церкви и выживали только те учения, которые были посвящены
конкретным теософским проблемам. Хотя свобода мысли отсутствовала, но
эпохой застоя фил. мысли средневековье назвать нельзя, например:
1)существенной проблемой средневековья была проблема размежевания функций
веры и знания, точного отграничения области каждого из них, то есть
вопрос гносеологии; 2) стержневой для всего периода была проблема
соотношения общего и единичного. В этих обоих пунктах был достигнут
большой прогресс.
Также, несколько столетий длился спор о природе общих понятий (дом,
вообще). "Реалисты" утверждали, что существует понятие "дом, вообще, как
идея дома" (помнить, Платона, и то, что учение Августина отдаленно
напоминает неоплатоников), а конкретные дома вторичны. "Номиналисты"
настаивали на первичности самих объектов, и вторичности обобщения-понятия
"дом". Последняя фракция, была своего рода, оппозицией официальной
церкви, и из ее рядов вышли некоторые создатели еретических учений. По
существу за богословской оболочкой спора скрывался вопрос: что чему
предшествует, объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи
общим идеям (номинализм) или, наоборот.
Различают три этапа схоластики (до первого этапа было формирование
государств и пр. полит. проблемы, поэтому, было не до философии):
1) Ранняя схоластика (XI-XII вв.) В философском плане ранняя схоластика
характеризуется ориентацией на Платона и неоплатонизм^ Наследие
Аристотеля и его последователей используется лишь применительно к
логическому учению. В этот период сформировались реализм и номинализм
2) Зрелая схоластика (XIII-XIV вв.) Распространение аристотелизма связано
теперь уже не только с его логикой, но и с его онтологией. Отношение
католической церкви к Аристотелю по мере переработки его представлений в
христианско-католическом духе меняется с враждебного к примирительному.
Этот период связан с ожиелением естественно научной мысли, и в связи с
этим с формированием "теории двойственной истины" как выражении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37