Шпора к канд. минимуму по философии

Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных

учреждений -народные собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе

партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке

людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.

Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились

учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего

знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти

новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но

связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть

"софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали

называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз

заведомо ложной, точки

зрения.

Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до

крайности мысль об относительности всякого знания.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл

учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а

также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ.

Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять

государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и

лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям

учеников: Ксилофонт, Платон (о котором он при жизни сказал, что он сильно

приувеличивает), Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна

логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих

собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет

обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против

натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав

знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.

(самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно

познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть

понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна

сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот.

есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.

Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо

поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда

устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски

подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот.

зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать

худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,

киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель

жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в

наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы,

считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его

последователи на это наплевали. Отсюда гедонизм.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей,

привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные

вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по

себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и

внутренней свободы.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием.

Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. существует единое

добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель - познание

добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса

самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только

необходимое, возможности нет.

P.S. Заслуга Сократа - его диалог стал на долго основным метолом

выявления истины, впервые начал использовать индуктивное доказательство и

давать общие определения. Прешел от философского сомнения "я знаю, что ни

чего не знаю" к рождению истины посредством самопознания "Познай самого

себя". В вопросе этики, утвержэдал, что люди злы по незнанию.

ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил.

развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он

продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в

Афины и основал школу (академия) (по приданию, на ту сумму, за которую

его выкупили из рабства построил сад в Афинах).

По-видимому свою лит. деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В

зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Теэтет,

Федон. К поздним работам относится диалог "Законы". Ф. учение П

охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и

познании, обществе, раздел труда, воспитании искусстве.

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и

погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. (в суе

вспомнить средние века: спор Реалистов, аналогичны платону и

Номиналистов) Подлинной сущностью вещей их причинами явл бестелесные

нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам

идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей

основе вещей каждого класса.

Т.к. чувст вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только

бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. и пространство. (обл

нерекращ движения, возникновения и изменения) Материя принимает на себя

идеи и превращ их во множество частных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она

обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою

сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его

целью (телеология - учение о целесообразности)

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и

времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и

изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл

пространства и времени. Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.

В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу

нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До

своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно

сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти

знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе

позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей.

Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах--

идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут

не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами -

математические понятия, доступные рассудочному познанию.

Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению понятий

вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается

только идей, но не чувственных единичных вещей.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств

вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания.

Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и

Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой,

тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый

из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен

себе и переходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе -

едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку

оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво ,

подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и

множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

Противоречия есть необходимое условие для побуждению души к мышлению.

Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий,

таящихся в

повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.

В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех

вещей явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Космология - в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые движутся

благодаря их собственным душам.

Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей:

разумной, кот создается самим творцом, аффективной(страсть) и

вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над

страстями и вожделениями возможна при соотв воспитании. Т.к. люди не

могут личными усилиями прибл к совершенству,то необходимо гос-во и

законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных

граждан.

В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей

классификацией частей души. Разумной части должен соотв разряд правителей-

философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд

должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от

вмешательства

в дела других.

Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60

лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти. Ремесленники -

воспитание умеренности и самоограничения. Первая в истории человечества

теория идеального государства. Три формы - монархия, аристократия и

демократия, причем

любая в двух видах - законная или незаконная (насильственная). Первый вид

предпочтительнее.

Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П

разработал

план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной

собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ИСКУСТВО В НЕМ. По поводу искусства - прямых

упоминаний не нашел, но он считал его необходимым, нужным и т.п.

Отвертеться фразами, что понятия искусства "в нынешнем смысле" тогда не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты