Шпора к канд. минимуму по философии

богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство

народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в

спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь

нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри

человека в результате его собственных духовных усилий.

b 20----------

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.

см. билет 19.

Конструирование, его синоним - проектирование (правда с более

теоретическим уклоном). Конструируем что-то что будет использоватся,

дизайн чего-то, что используется. Билет 19 и 20 не отличаются.

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.

Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.

Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа,

Логос, Эйдос, Душа).

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.

мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало

учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.

Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный

круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему

возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено

Пифагором.

Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp

(611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей

является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное

вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты

усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого

сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро

вещи). Противоположность природе дух.

Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У

Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с

безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос -

единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины.

Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности.

У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого

проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно

человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние

представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и

предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма

которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба

противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист,

скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Анаксагор (500-428).

Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек

есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих,

что они не существуют».

b 21----------

1. Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.

Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на

существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта —

противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая

учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез,

начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей

трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы

психологических, космологических и теологических идей) — идей

трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума"

представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них

безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в

границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета.

Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит

в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться

толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не

является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение

трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения,

"иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие

при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние

видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой

стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное,

а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и

антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В

соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка

Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу

суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и

4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1)

"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не

имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во

времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная субстанция в мире состоит из

простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из

простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и

вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть

не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире.

Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет

никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К

миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно

необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности —

ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно отметить, что антиномиями

Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их

числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть

проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над

опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно

доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем

последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при

этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает

антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики"

понимается им как ее радикальное устранение из "метафизики", прошедшей

через горнило "критического исследования". В отношении первых двух

антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и

антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни

как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое").

Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же

касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта,

и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в

разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" —

феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о

противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую

роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его

непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным

импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей

немецкой философии. [См. также "Критика чистого разума" (Кант).]

ПАРАДОКСЫ (греч. paradoxes — неожиданный) — противоречия в рассуждении,

возникающие при соблюдении его логической правильности. Понятие «П.»

родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида:

семантические (подобные сформулированной еще в античной философии антиномии

«Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он сказал — истину

или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если

же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-

логические противоречия, вскрытые в кон. 19 в. в теории множеств и

математической логике. Напр., открытый Расселом парадокс о множестве всех

нормальных множеств, выраженный в обычном, естественном языке, может быть

описан следующим образом: «Полковой парикмахер бреет тех, и только тех,

солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить

самого себя?» И положительный и отрицательный ответы на этот вопрос

оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рассуждении (теории)

формальнологических противоречий (П.) свидетельствует о научной

непригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы выяснения причин

появления П. и нахождения способов их устранения. Главная причина

возникновения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалектическом

характере человеческого познания, в противоречивом взаимоотношении его

формы и содержания. Универсального пути устранения П. не существует. В

логике и математике разработаны способы устранения П. определенных видов

(теория типов, различение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ (греч. aporia — затруднение) — трудноразрешимое

положение, возникшее в резуль- тате противоречия в рассуждени- ях.

Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона

Элейского. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то

определенное место, равное само му себе. Но так как для всякого

перемещения предмета необходи- мо место большее, чем то, какое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты