способности отражения действительности пошло в направлении
совершенствования воспринимающих рецепторов и развития средств анализа
агентов среды. человек как завершение эволюции второго пути. Это
информационное отражение достигло у высших животных высокого уровня, а
поведение стало сложным, что говорят о психике вж. Способность оперировать
образами, и появляется опережающее отображение. Особенно этот процесс виден
на эволюции домашних животных, приспособившихся к человеку. Но животные
пошли по первому пути в основном.
Сознание отдельного индивида есть не только продукт его собственного
развития, но и развития культуры и среды, в которой он воспитывается.
Процесс развития мозга у ребенка проходит разные фазы, и если в это время
не вложить нужные знания, то он не станет человеком даже при нормальной
психике. Стадии развития по Пиаже 0-2 года - сенсомоторная стадия, ребенок
учится координировать себя в пространстве и восприятие. Вторая стадия 2-7
лет -- овладение речью и интериоризация (процесс заимствования из внешнего
мира понятий, ценностей, взглядов внутрь себя). 8-11 лет - системный подход
к интеллекту, мыслительные операции становятся обратимыми. Материал
усваивается путем применения сложившихся схем мышления --- ассимиляция.
Если задача не решается, то приходится строить новую схему --- аккомодация.
11-15 лет – формирование формально-абстрактного мышления, логика и тд.
Теория Павлова. Агенты внешней среды могут играть роль сигналов, рег
повеление жив. Они составляют первую сигнальную систему. Слова и речь есть
специфическая для человека система сигналов, составляет вторую сигнальную
систему, надстроенную над первой. Это и есть особенность человека.
2. Возникновение и развитие философии марксизма.
Философия классического марксизма.
В ранних работах Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении.
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует
материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда
для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд
подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. 4) Подневольный
труд порождает отчужденность между людьми.
Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех
его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод
познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют
исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг
отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы
(сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма - "ранний" и
"поздний". Для "ранего" - характерны попытки разработки целостного
мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний"
- здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил
сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и
социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения
кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы
современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с
интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится
принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а
выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования
общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф.
исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных
человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об
общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что
мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6)
наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало
рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной
исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн.
принцип: антогонизм между производственными силами и производственными
отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк.
формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую
ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается
объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ -
материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в
процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между
собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а
и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.
Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-
экономические формации. Все культурные формации определяются общественным
бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система
категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства,
предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена
трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия -
производственные отношения. Социально-политические формации: 1.
первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.
капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения:
производственно-экономические и производственно-технологические.
Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом
(отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со
сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство
меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется
общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития
общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие
производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3)
Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание
отрицания.
5. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-
экономические формации.
Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения
материализма доверху. Объяснение хода развития истории.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные
формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет
общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.
Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и
средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,
на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории
общественного бытия - производственные отношения.
Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.
рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.
социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом
плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому
принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм,
капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая
стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-
технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм,
автоматизация, кибернетизация, роботизация).
Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические
отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).
Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются
все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно
медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической
формацией (ее структура).
Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В
обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в
чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон
развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник
антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий
исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка
бесклассового общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом
происходит развитие? Развитие производительных сил происходит
эволюционным образом (количественное изменение), тогда как
производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок
происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие
производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за
исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения
количества людей, занятых в сфере производства). 3. Третье: в каком
направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по
спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и
носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание
частной собственности.
Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо
характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,
армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм
победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает
самую убедительную критику всех этих теорий. "Открытое общество и его
враги". Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм -
попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая
методология изначально неверна. В истории нет таких законов.
История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в
истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению
ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс,
гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур
возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность
компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое
сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу.
Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень
тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились
принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение
рабочего дня и пр.), но повел себя не как ученый, не внес изменения в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37