стремления к автономии философии и науки по отношению к вере и
религиозному влиянию.
3) Кризис схоластики (XV-XVIII вв.). К средневековью не относится.
Теоцентризм стал доминирующим. В основе всего стоит Бог, Бог всем
управляет. Мир - творение Бога, которое постоянно поддерживается волей
божьей. Мы говорим о мире, значит мы, в том числе говорим о Боге
(персонифицированном). Человек создан по образу и подобию Бога. Прекрасно
только то, что божественно, а божественно, все то, что прекрасно (причем,
первое утверждение главенствующее, т.е. "аморальные" произведения
искусства не прекрасны, и их должно уничтожать). Существовали "вариации
на тему", но основные каноны не переступались.
Августин Блаженный и Фома Аквинский выделены как основатели краеугольных
учений. Августину Блаженному мы обязаны теоцентричностью мироздания.
Фальсифицируя Аристотеля, стремились переделать учение последнего на
манер Августина. Фома Аквинский - систематизатор и идеолог схоластики.
Августин (354-430) - выдающийся мыслитель, заканчивающий историю
духовной культуры Рима и всей античности и заложивший фундамент
религиозно-философской мысли средневековья. Оставил после себя большое
литературное наследие.
УЧЕНИЕ О БЫТИЕ Августина близко к неоплатонизму. Все сущее есть благо
т.к. оно существует. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции,
напротив, благо есть субстанция (т.е. зло - это отсутствие блага). Бог
есть источник бытия, красоты, блага. Мир создан Богом и благодаря
последнему и поддерживает свое существование. Мир единственен. Бытие Бога
можно вывести из самосознания человека, а бытие вещей из обобщения опыта.
Августин анализировал Бога в соотношении с человеком и наоборот, т.е. по
сути разработал философскую антропологию. Душа - бестелесна и вечна. В
вопросе появления души колебался между идеей передачи душ родителями и
идеей творения душ новорожденных Богом.
БОГ, МИР И ЧЕЛОВЕК. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично. Бог
- исходный и конечный пункт размышлений. Бог - вне материальный абсолют,
т.е. Бог не един с миром, к тому же Бог персонифицирован. Судьба
подчинена воле Бога. Все что делаетс - делается по воле бога.
ВЕЧНОСТЬ И ВРЕМЯ. Существует только настоящее время, а прошлого уже
нет, а будущего еще нет. Вечность присуща мыслям-идеям (в том числе и
Богу, как высшему существу), вне материальным элементам. До сотворения
мира времени не было, т.к. время - удел сущего. Дал гениальное
определение времени актуальное и поныне: "время есть мера движения и
изменения".
ДОБРО И ЗЛО. Говорил о деяниях Бога как о благих => надо было доказать
почему Бог допускает зло. Зло есть отсутствие добра. Существование зла
допущено для решение каких-то высших задач.
О СВОБОДЕ. Его учение в этом вопросе вызвало длительные споры. До
первогреха люди обладали свободной волей, но совершив его, они отказались
от свобод и теперь Бог решает, кто предопределен для зла, а кто для
добра. Изменить что-либо без воли Божьей человек не в силах. (по сути,
фатализм с разумной и имеющей цель судьбой, т.к. судьба есть воля Бога)
ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВО. Познание истины возможно. Разум есть взор души,
которым она без помощи тела созерцает истинное. Истина содержится в душе,
душа бессмертна, человеку не должно забывать о внеземной цели своей
жизни. Наличие бедных и богатых неизбежное явление социальной жизни и с
этим бороться не имеет смысла. Однако, перед Богом все равны.
Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) - центральная фигура средневековой
философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор
ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее
направлений - томизма. Исходным принципом в его учении было божественное
откровение: ч-ку для своего спасения знать посредством божественного
откровения нечто такое, что ускользает от его разума. Он разграничивал
область философии и теологии, у них одна цель: Бог => не может быть
принципиальных противоречий у души и правильно действующего разума. Между
философией и теологией могут быть противоречия, но это из-за разных
путей, и эти разноречия не могут повредить теологии.
О БЫТИИ. Исходил из учения Аристотеля (в позднем понимании). Бог -
первопричина и конечная цель всего сущего. Материя - восприемница
сменяющихся форм, причем форма - целевая причина. Слияние первопричины и
материи рождает индивидуальные вещи. Материя - низшая форма бытия. Таким
образом разрешил вопрос отношения церкви к материи, доселе не уважающую
материю, но при этом не могущую выбросить ее из рассмотрения, т.к. ИС.ХР.
был рожден на земле.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ДУШЕ. Индивидуальность человека - личностное единство
души и тела. Душа не материальна и самосуща, но обретает свою полноту
лишь в единстве с телом. Телесное начало человека органически
сосуществует в духовно-душевной деятельности души. Думает ни душа и не
тело само по себе, а все вместе.
О ПОЗНАНИИ. Основной принцип - реальное существование всеобщего. В
споре "Реалистов - Номиналистов" занимал позицию умеренного реализма: "до
вещей" - в Боге, т.е. в виде идеи, затем "в вещи", т.е. в виде сущего, и
"после вещей" в познании человека, т.е. снова в виде идеи, т.к. душа, как
вечное, приемлет только идеи. => Мнение человека истинно в такой степени,
в какой его идея совпадает с идеей Бога.
ОБ ЭТИКЕ. Придерживался взглядов свободы воли человека. Зло - степень
отсутствия блага. Бог допускает зло, для того чтобы присутствовали все
ипостаси сущего.
О ГОСУДАРСТВЕ. В целом, придерживался взглядов Аристотеля. Считал, что
человек по природе существо общественное, а цель государственной власти -
содействовать общему благу, сохранить мир, следить за нравственностью
подданных и т.д.
b 4----------
1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
Следует уточнить термин цивилизация и культура. Культура - исторически
определенный уровень (материального, духовного) развития общества.
Цивилизация - почти синоним культуры. Шум оркестра - это еще не культура,
но уже цивилизация. Поэтому, цивилизация включает в себя культуру, но не
наоборот.
С древних времен различают Восточную и Западную цивилизации, хотя единое
мнение о том, альтернативы ли они друг другу, или нет, отсутствует.
Восточная цивилизация ушла в направление принципа "власти -
собственности", т. е. такой порядок, при котором власть рождала
собственность. Социальную значимость в государствах Востока имели лишь
причастные к власти, тогда как богатство и собственность без власти мало
что значили. Утратившие власть становились бесправными. Также, этот тип
цивилизации направлен на воспроизводство сложившихся социальных структур,
стабилизацию образа жизни (традиционные общества). Направленность на
духовное развитие очень высока, наука имеет вид прикладно-практической.
Самоцель - духовное возвышение. Виды деятельности, их средства и цели
менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве
устойчивых стереотипов. В духовной сфере - религиозно-мифологические
представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности
противопоставлялась нравственно- волевая установка на созерцательность и
безмятежность. Отрицание индивидуалистского начала и ориентация на
коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению
среды.
Западная цивилизация, ушла в направление гарантирования прав личности
и частной собственности (со всеми плюсами и минусами). Характерно
безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, которое
приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и
технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и
обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой
протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамики
общ отношений, их быстрое изменение и трансформация.
Изначально, были, примерно одинаковые условия, но в виду случая после
смут (имевших место быть примерно в одно время), в Греции утвердилась
демократия, а на востоке тирания. В Греции появляются новые труды о мире
(которые противоречат старым и зачеркивают последние), а на востоке
Конфуций, с культом почитания предков. И начиная с этого пошли
противоречия.
Единое мнение о месте России в этой схеме отсутствует. Мнения
колеблются от "Россия абсолютно не самобытна, это коктейль из цивилизаций
(скорее Европейский, или, скорее Азиатский)" до "Россия самостоятельна
цивилизация". Все они имеют право на существование. Мнения о том, что
скорее Западная, или скорее Восточная опускаю. Россия самобытна,
формирование гос-ва осуществлялось с использ-м религии, но не на ее
основе. Уже в древности сформировались основы этических взглядов: культ
правды, терпеливость добро и пр., высшая ценность - само государство.
Другой особенностью - являлось вмешательство гос-ва во все сферы жизни
подданных. Для России характерен разрыв культур и социальных отношений.
При этом раскол - патологическое состояние общества. Для него характерен
"заколдованный круг": активизация позитивных ценностей в одной из частей
расколотого общества приводит в действие силы другой части общества,
отрицающей эти ценности.
В любом случае, менталитеты народов этих трех цивилизаций различны:
добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность,
мода и сенсация, восточного человека - точная середина и
посредственность, бесшумность и увядание, то добродетелями русского
человека - пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония
Диалог культур: Япония, восприняв положительные традиции запада, осталась
восточной по своему менталитету и способу усвоения человеческих
ценностей. Скорее всего останется европеизированная восточная
цивилизация, а не овосточенная западная.
2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый
менталитет, его влияние на создание высоких технологий.
Европейская философия XVII-XVIII вв.
Идея автономной философии впервые была реализована французским
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37