частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Так как нет
понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то
различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А указал
высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.
Источник движения - бог (перводвигатель).
Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в
природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта
целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры
целесообр. видел в росте организмов.
Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,
наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради
себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной
свойственное наслаждение. Идеал - мыслящее себя мышление. Наилучший из
всех классов - земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и
территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления,
Этим делом должны заним среднезажиточнуе классы общества.
А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он
считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования
власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,
аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении
олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания,
олигархия и крайняя демократия.
Аристотель строил материю из "четырех элементов" - земли, воды,
воздуха и огня, но не из настоящих земли, воды, воздуха и огня, а из
четырех сущностей, наделенных теми качествами, которые мы воспринимаем
посредством наших органов чувств в четырех реальных аналогах этих
"элементов
b 9----------
1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и
конвенционализм.
Для того чтобы рассуждать о истине и заблуждении необходимо выбрать
точку отсчета. Истина не находится в вещах и не создается человеком.
Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути
объекта субъектом. Опыт показывает, что истина человечеством редко
достигается не через заблуждения. Чтобы один открыл, надо, чтобы 100
заблуждались. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждение не может не отражать
предмет, другой вопрос насколько искаженно оно отражает. Заблуждения
исторически обусловлены: "Кто ищет, вынужден блуждать". Ложь - это
искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в
обман.
Критерии даны, теперь о точках зрения. Истина исторична: истина - это
дитя эпохи, понятие конечной и неизменной истины - призрак. Относительная
истина есть ограниченно верное знание о чем-либо (в принципе можно
назвать заблуждением). Под углом эпохи и задач относительная истина может
относится в разряд абсолютных. Абсолютная истина - это такое содержание
знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а
обогащается и постоянно подтверждается жизнью (вот только кто
гарантирует, что в будущем абсолютная истина не станет заблуждением, это
к вопросу относительности, пример - матрица: "Я мыслю - значит я
существую", а там отнюдь нет).
О критериях истинноси: Общей точки зрения нет, есть варианты, которые
применительны далеко не во всех случаях. Итак:
1) Декарт и Ко: "Ясность и отчетливость мыслимого".
2)Общезначимость, т.е. подчинено мнению большинства.
3) уверенность в его достоверности.
4)Эстетическая изящность.
На самом деле, сейчас приминимы следующие концепции истины:
корреспондентную (соответствие теории эксперементу), когерентную(все
научные утверждения образуют единое гармоническое целое) и прагматическую
(что выгодно и полезно в данный момент, то и истина)
Конвенционализм - субъективно - идеалистическая философско-
методологическая концепция, рассматривающая выбор тех или иных
теоретических конструкций для описания объекта, фундаментальных научных
понятий как результат соглашения между учеными, и на этом основании
отвергающая возможность объективной истинности научной теории.
Релятивизм - направление в теории познания, отрицающая возможность
познания объективного мира в силу субъективности, относительности
человеческого знания.
Догматизм - неизменный, игнорирующий конкретные условия места и
времени подход к тем или иным проблемам.
2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта.
Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал
ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только
фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. докритический период (до
нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии,
этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована
как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую,
немеханическую картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые
обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих
сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея
постоянного возникновения и уничтожения материи. критического отношение к
формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.
Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате
приливов. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и
реальным,ввел понятие об отрицательных величинах. Роль формально--
дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта.
Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в
себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.
лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это
учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение
ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности
вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного
вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается
достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного
мышления... При исследовании вопроса о границах и формах человеческого
познания заявляет, что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в
себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его
учение - трансцендентальный идеализм.
Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в
тракт. "Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88
и "Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика
(учение о целесообр. в природе) соответственно)
Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы
чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. -
идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей
чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не
могут дать нам теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание
сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и
необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к
кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально
непознаваемы.
Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное
(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В
нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда
не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое
всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.
Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в
кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами
суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает
нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в
субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения
(предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это
синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в
опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на
опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -
априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.
придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след
форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он
связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,
рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К
рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания -
не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с
предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.
Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -
внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и
необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они
становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием
возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это
независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот
рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не
формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок
подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К
ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а
понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает
вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37