прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в
своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение
равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг
с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в
решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем
невозможно...
Другие проблемы невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение.
Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и чел. Уничтожение прир
ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая
ответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят
некомпенсируемый характер. Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума.
Сам человек начинает эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к
негативному или к полезному? Психические изменения в рез-те жизни в
неестественных условиях. Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др
проблемы.
Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население
растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом
проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в
Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос
высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного
потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы
генной инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь
можно говорить, не останавливаясь.
Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема
смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно
вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как
безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.
Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда
можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со
СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.
Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их
адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---
если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и
нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?
При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не
естьдело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху
необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как
элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации.Становится
вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.
Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи,
в частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при
каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности
человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского
общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация
стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных
организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей,
следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей
ценности.
Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной
поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и
др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то
сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все
производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и
прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух
совершенствование.
2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма)
Система и метод философии Гегеля.
Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм
Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.
Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время
работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун.
Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г
был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно
идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в
систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг
критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалист так и мат
течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диал
принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что
категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит
мировой разум, абс идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее
импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается
в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит
3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии
чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе
категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде
явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в
мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе
абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания
и самосознания.
ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три
части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность -
ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и
полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных
логических категорий. Отправная точка – чистая абстрактная мысль о бытие.
стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое
бытие, а определенное бытие.начинается процесс становления абсолютной идеи.
Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее
или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией
количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность
процесса развития, прерывная постепенность.
От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним
закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении
противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть
соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.
Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и
следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,
причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.
Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама
основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.
Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и
сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,
которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и
метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина
есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть
безусловное единство понятия и предмета.
ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени
развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об
их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление
саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.
ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа
или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он
является свободным волеизъявлением, а система права--- царство свободы.
Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и
государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина. Проходит три
степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс истины),
религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень развития, полное
раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает саму себя,
возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее началом).
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до
природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит
обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма
Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система
вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и
этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю
философии и фил истории и т.д.
Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что
невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем
развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от
низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич
изменений в качественные, что источником развития являются противоречия:
противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности,
составляет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность
представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него
во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг
в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,
диалектика категорий всеобща, существует не только для философского
познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.
Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество.
Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя
для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное
скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -
идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания
отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.
Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение
положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной
истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,
незаконченную. Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же
это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.
Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью – самопознание
этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37