притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурные продукты
большего или меньшего совершенства". Культура, по мысли писателя,
является одной из форм объективации и лишь символически указывает на
духовный мир.
Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее
проявление свободы, создающей из "ничто" подлинное и ценностное, с другой
- процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории.
"Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть
переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть
побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа." (1(
Творчество - это откровение "я" Богу и миру, в нем оправдание человека,
как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному
Склонности к систематической работе не имел.
b 11----------
1. Субьект и объект в познании.
Гносиология - наука о познании.
Субъект - тот, кто изучает. (ей могут выступать: цивилизация - гос-во -
*** - личность, в зависимости от ситуации). Объект - то что изучают. Одна
и таже сущность может выступать и объектом и субъектом, в том числе и
одновременно). С точки зрен. познания - до начала изучения какого-нибудь
свойства, это свойство не существует(подтвердить и опровергнуть мысль).
Субъект созидает объект. Объект влияет на субъекта (нарушает его нач.
состояние).
Предмет познания - часть объекта познания, которая на тек. момент
иследуется. (Ранее "предметов" не было, были объекты, теперь один и тот
же объект, исследуемый с разных точек зрения имеет несколько предметов)
2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского
материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).
Для эпохи просвещения характерен девиз: "все должно предстать перед
судом разума". Идет техническая революция, этап первоначального
накопления капитала => огромна потребность в технических
усовершенствованиях, развиваются естественные науки. Среди естественных
наук выделяется физика, а в ней механика, отсюда берутся механические
модели мира (вплоть до крайнего механического материализма).
У французских просветителей имелись значительные расхождения во
взглядах, вплоть до противоположных позиций, но целом все они были
полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Все они
исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от
окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой
среды. Чтобы переделать человека, необходимо преобразовать окружающую и
прежде всего общественную среду. Центром, вокруг которого сгруппировались
философы и их единомышленники, была знаменитая "Энциклопедия, или
Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро (его соратник -
математик, механик, философ-просветитель Ж.Л. Д'Аламбер) Энциклопедия за
25 лет достигла 28 томов, причем статьи по конкретным разделам писали
мастера своего дела.
ВОЛЬТЕР (1694--1778) - философ, литератор, один из идейных вождей
франц. просвещения. Безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь 18
век. Отличался острым умом и огромной работоспособностью. Родился в семье
нотариуса. При жизни был признан, в том числе и власть имущими, однако в
силу остроты шуток часто конфликтовал, а по сему часто менял место
жительства.
Сторонник учения Ньютона. Признавал веру в Бога, как перводвигателя
Вселенной, не допускал возможность существования общества вне веры в
Бога. За человеком признавал свободу воли, однако, к этому убеждению
пришел не сразу. Говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим
свойством наделил ее Бог. Выдвинул принцип научного исследования природы,
источник знаний - наблюдения и опыт. Был против феодализма и
злоупотребления церковью властью. В начале жизни за идеальное устройство
общества принимал конституционную монархию, в конце - республику.
РУССО (1721-78) - родился в семье зажиточных граждан (часовщика). В
жизни отличался отсутствием целеустремленности (на мой взгляд) пробовал
себя в качестве музыканта, гравера, постановщик театральных
представлений, был лакеем, секретарем, но ни где не преуспел, получив,
однако, широкий кругозор знаний. Благодаря случаю свел знакомства с
высшим кругом.
Верил в существование Бога и был сторонником дуализма (материя + дух),
говорил, что материя и дух два самостоятельных вещества. Подвергал
критике феодализм, был противником частной собственности, и ее культуры.
Критиковал не равенство, различал его две ипостаси: физическая (возраст,
сила, ум и т.п.) и политическая (выраженная в привилегиях). Его идеалом
было глубокое прошлое, когда не было частной собственности, было
равенство (не прав в части равенства: вожак-ведомый). На этой почве были
частые споры с Руссо. Последний говорил: "Когда читаешь Вашу книгу так и
хочется встать на четвереньки и бежать в лес"
ЖУЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ.(1709 - 1751) - врач, зачинатель франц.
материализма. Вобщей форме высказал почти все идеи, которые были затем
развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.
Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с
движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир.
которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная
спос к чувствительности или к ощущению.
Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все
наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с
материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек
есть такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал
человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его
мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с
элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и роль
выдающихся личностей. Он лишь наметил ряд основных идей, но не дал их
обстоятельной системы.
ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ (1723 - !789) - Барон, французский философ-
материалист. Наиболее систематически выразил французское учение
материализма. Самое крупное его произведение - "Система природы", в
написании которой приняли так же некот. участие Дидро, Нэжон. Свои мысли
высказывал столь прямолинейно, что вызвал бурные возражения
представителей других фил. школ.
Основная мысль: сводимость всех явлений природы к различным формам
движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную
несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с
присущим ей св-вом движения. Случайность и целесообразность исключается,
а следовательно и свобода выбора человека. Материя состоит из неизменных
и неделимых атомов, свойства которых - протяженность, вес, фигура,
непроницаемость.
Различаются 2 рода движения: 1.движение масс, благодаря которым тела
переносятся с одного места на другое; 2.внутреннее и скрытое движение,
зависящее от свойственной телу энергии.
Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая
необходимость. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли,
кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего
детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи
пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.
Случайность есть лишь явление, причины которого нам неизвестны. Путь к
освобождению людей - в просвещении.
Дал гениальное определение материи (которое, кстати, долгое время в
СССР цитировали как Ленинское): "материя есть все то в объективной
реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает
ощущения".
ДЕНИ ДИДРО (1713 - 1784) - основатель "Энциклопедий". Внес в учение о
природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает,
только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех
понимал природу движения, различая внешнее(пространственное перемещение)
и внутреннее(молекулярное).
Особое внимание Д. привлекала проблема материальное истолкования
ощущений. Как механич. движение материальных частиц может порождать
специф. содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ
появляется на опр. стадии развития материи как нечто качественно новое;
2. способность, аналогичная ощущениям присуща всей материи. Д. был
сторонником 2 мысли.
Д. наметил теорию о психических функциях. Признание существование
независимого от сознания внешнего мира, однако признавал что восприятие
предмета может быть не адекватным. По Д. между большинство ощущ и их
причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их
названиями. Мир познаваем, но безоговорочно доверять ощущениям нельзя.
Методы познания - наблюдение и эксперимент. Все знания приходят через
опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.
В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной
обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден
от ответственности за все совершаемое им.
ГЕЛЬВЕЦИЙ(У МЕНЯ СВЕДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ) считает целью воспитать
переделку
первоначального самобытного склада личности.
b 12----------
1. Личность. Проблемы свободы и ответственности.
Личность - результирующая функция социальных (мировозрение, культура и
т.д.),биологических и волевых начал человека. Личность динамична в
развитии. (Показать зависимость Л. от биологически заложенного характера,
болезней, воспитания и т.д.)
Свобода и ответственность. Корень проблемы лежит, в том, что человек
существо общественное, но при этом обладающее собственным мнением и
личностными характеристиками (самые выдающиеся люди не были в стаде).
Необходимо подчинятся требованиям (причинно обусловленным) социума, при
это соблюдать свои интересы. Своб. и отв. - два полюса одной шкалы. Хотя
есть общепринятая каждым обществом точка(которую, кстати, тяжело выразить
в слова) зрения на проблему, однако каждая Л. позиционирует себя по
своему. (пример: Стамеска - "Разгром" - поросенок)
2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37