Шпора к канд. минимуму по философии

притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурные продукты

большего или меньшего совершенства". Культура, по мысли писателя,

является одной из форм объективации и лишь символически указывает на

духовный мир.

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее

проявление свободы, создающей из "ничто" подлинное и ценностное, с другой

- процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории.

"Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть

переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть

побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа." (1(

Творчество - это откровение "я" Богу и миру, в нем оправдание человека,

как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному

Склонности к систематической работе не имел.

b 11----------

1. Субьект и объект в познании.

Гносиология - наука о познании.

Субъект - тот, кто изучает. (ей могут выступать: цивилизация - гос-во -

*** - личность, в зависимости от ситуации). Объект - то что изучают. Одна

и таже сущность может выступать и объектом и субъектом, в том числе и

одновременно). С точки зрен. познания - до начала изучения какого-нибудь

свойства, это свойство не существует(подтвердить и опровергнуть мысль).

Субъект созидает объект. Объект влияет на субъекта (нарушает его нач.

состояние).

Предмет познания - часть объекта познания, которая на тек. момент

иследуется. (Ранее "предметов" не было, были объекты, теперь один и тот

же объект, исследуемый с разных точек зрения имеет несколько предметов)

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского

материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).

Для эпохи просвещения характерен девиз: "все должно предстать перед

судом разума". Идет техническая революция, этап первоначального

накопления капитала => огромна потребность в технических

усовершенствованиях, развиваются естественные науки. Среди естественных

наук выделяется физика, а в ней механика, отсюда берутся механические

модели мира (вплоть до крайнего механического материализма).

У французских просветителей имелись значительные расхождения во

взглядах, вплоть до противоположных позиций, но целом все они были

полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Все они

исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от

окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой

среды. Чтобы переделать человека, необходимо преобразовать окружающую и

прежде всего общественную среду. Центром, вокруг которого сгруппировались

философы и их единомышленники, была знаменитая "Энциклопедия, или

Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро (его соратник -

математик, механик, философ-просветитель Ж.Л. Д'Аламбер) Энциклопедия за

25 лет достигла 28 томов, причем статьи по конкретным разделам писали

мастера своего дела.

ВОЛЬТЕР (1694--1778) - философ, литератор, один из идейных вождей

франц. просвещения. Безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь 18

век. Отличался острым умом и огромной работоспособностью. Родился в семье

нотариуса. При жизни был признан, в том числе и власть имущими, однако в

силу остроты шуток часто конфликтовал, а по сему часто менял место

жительства.

Сторонник учения Ньютона. Признавал веру в Бога, как перводвигателя

Вселенной, не допускал возможность существования общества вне веры в

Бога. За человеком признавал свободу воли, однако, к этому убеждению

пришел не сразу. Говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим

свойством наделил ее Бог. Выдвинул принцип научного исследования природы,

источник знаний - наблюдения и опыт. Был против феодализма и

злоупотребления церковью властью. В начале жизни за идеальное устройство

общества принимал конституционную монархию, в конце - республику.

РУССО (1721-78) - родился в семье зажиточных граждан (часовщика). В

жизни отличался отсутствием целеустремленности (на мой взгляд) пробовал

себя в качестве музыканта, гравера, постановщик театральных

представлений, был лакеем, секретарем, но ни где не преуспел, получив,

однако, широкий кругозор знаний. Благодаря случаю свел знакомства с

высшим кругом.

Верил в существование Бога и был сторонником дуализма (материя + дух),

говорил, что материя и дух два самостоятельных вещества. Подвергал

критике феодализм, был противником частной собственности, и ее культуры.

Критиковал не равенство, различал его две ипостаси: физическая (возраст,

сила, ум и т.п.) и политическая (выраженная в привилегиях). Его идеалом

было глубокое прошлое, когда не было частной собственности, было

равенство (не прав в части равенства: вожак-ведомый). На этой почве были

частые споры с Руссо. Последний говорил: "Когда читаешь Вашу книгу так и

хочется встать на четвереньки и бежать в лес"

ЖУЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ.(1709 - 1751) - врач, зачинатель франц.

материализма. Вобщей форме высказал почти все идеи, которые были затем

развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с

движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир.

которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная

спос к чувствительности или к ощущению.

Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все

наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с

материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек

есть такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал

человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его

мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с

элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и роль

выдающихся личностей. Он лишь наметил ряд основных идей, но не дал их

обстоятельной системы.

ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ (1723 - !789) - Барон, французский философ-

материалист. Наиболее систематически выразил французское учение

материализма. Самое крупное его произведение - "Система природы", в

написании которой приняли так же некот. участие Дидро, Нэжон. Свои мысли

высказывал столь прямолинейно, что вызвал бурные возражения

представителей других фил. школ.

Основная мысль: сводимость всех явлений природы к различным формам

движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную

несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с

присущим ей св-вом движения. Случайность и целесообразность исключается,

а следовательно и свобода выбора человека. Материя состоит из неизменных

и неделимых атомов, свойства которых - протяженность, вес, фигура,

непроницаемость.

Различаются 2 рода движения: 1.движение масс, благодаря которым тела

переносятся с одного места на другое; 2.внутреннее и скрытое движение,

зависящее от свойственной телу энергии.

Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая

необходимость. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли,

кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего

детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи

пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.

Случайность есть лишь явление, причины которого нам неизвестны. Путь к

освобождению людей - в просвещении.

Дал гениальное определение материи (которое, кстати, долгое время в

СССР цитировали как Ленинское): "материя есть все то в объективной

реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает

ощущения".

ДЕНИ ДИДРО (1713 - 1784) - основатель "Энциклопедий". Внес в учение о

природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает,

только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех

понимал природу движения, различая внешнее(пространственное перемещение)

и внутреннее(молекулярное).

Особое внимание Д. привлекала проблема материальное истолкования

ощущений. Как механич. движение материальных частиц может порождать

специф. содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ

появляется на опр. стадии развития материи как нечто качественно новое;

2. способность, аналогичная ощущениям присуща всей материи. Д. был

сторонником 2 мысли.

Д. наметил теорию о психических функциях. Признание существование

независимого от сознания внешнего мира, однако признавал что восприятие

предмета может быть не адекватным. По Д. между большинство ощущ и их

причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их

названиями. Мир познаваем, но безоговорочно доверять ощущениям нельзя.

Методы познания - наблюдение и эксперимент. Все знания приходят через

опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.

В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной

обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден

от ответственности за все совершаемое им.

ГЕЛЬВЕЦИЙ(У МЕНЯ СВЕДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ) считает целью воспитать

переделку

первоначального самобытного склада личности.

b 12----------

1. Личность. Проблемы свободы и ответственности.

Личность - результирующая функция социальных (мировозрение, культура и

т.д.),биологических и волевых начал человека. Личность динамична в

развитии. (Показать зависимость Л. от биологически заложенного характера,

болезней, воспитания и т.д.)

Свобода и ответственность. Корень проблемы лежит, в том, что человек

существо общественное, но при этом обладающее собственным мнением и

личностными характеристиками (самые выдающиеся люди не были в стаде).

Необходимо подчинятся требованиям (причинно обусловленным) социума, при

это соблюдать свои интересы. Своб. и отв. - два полюса одной шкалы. Хотя

есть общепринятая каждым обществом точка(которую, кстати, тяжело выразить

в слова) зрения на проблему, однако каждая Л. позиционирует себя по

своему. (пример: Стамеска - "Разгром" - поросенок)

2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты