научной, художественной и т.д.
Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей,
выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты
призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех
или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность
в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует
отношения между полами, поколениями ).
СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот.
имеет свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти,
конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором
социальных ролей, типичных для данного соц-го института.
Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2)
социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов
поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и
т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми
институтами управления и контроля - органы власти.
24. Социальные общности.
Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых
социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой: 1)
Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни.
3) Работники физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц.
слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья.
Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства.
Маркс утверждал, что:
1) Существование классов связано с определенными историч. фазами развития
пр-ва. 2) Классовая борьба неотвратимо ведет к диктатуре пролетариата. 3)
Диктатура - есть преходный момент к обществу без классов. Основной
классообразующий признак в марксизме - отношение к средствам пр-ва,
отношение к собственности. Теория соц. стратификации - это современная
теория, анализирующая соц. структуру общества.По этой теории общество
делится на страты, за основу выделения которых берут различные признаки.
Известный нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц.
статус. Он выделяет 3 статусных показателя: 1) Уровень образования. 2)
Профессия, уровень квалификации. 3) Уровень доходов.
В соответствии с этими показателями Вебер различает 3-и класса в обществе:
1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...) 2) Средний
класс (совокупность людей наемного и самостоят. труда, обладающих общим
самосознанием: а) высший слой среднего класса (средние предприниматели) б)
средний слой в) нисший слой (люди со средним спец. образованием) 3) Нисший
класс - низкий уровень образования, существуют и маргинальные слои.
Маргинализация общества происходит под воздействием соц. и техносдвигов и
связано с расшатыванием и ломкой нормативно-ценностных систем. Основа
стабильности общества - средний класс. В обществе, разделенном на классы,
существует социал. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др.
Она бывает горизнт. и вертикал. Общество сравнивают с многоэтажным домом, в
котором движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура,
брак. Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм.
изберательного права, общественное гонение с помощью кот. осуществляется
власть и влияние на нее.
25. Натуралистические представления в социальной философии и
геополитические доктрины.
Общество представляет собой самую сложную материальную систему, так как
центральная фигура в не человек, который разумен. В философии подход к
обществу м.б. различным, но выделяют 3 основных модели: (1)
натуралистическая; (2) идеалистическая; (3) историко-материалистическая.
Натуралистическая модель общества в соц фил-ии исходит из того, что у
общества есть законы, которые можно познать, а следовательно обществом
можно управлять. Поскольку человек часть природы, то его деятельность
определяется естественными законами. Природа многообразна. Есть космические
циклы которые оказывают воздействие на человека, у истории есть ритмы
которые определяются естественными процессами. О них говорил Гумилев,
Чернышевский. Гумилев пытался объяснить исторический процесс космическими и
биологическими законами. “Природа дает энергетический запас, появляются
пассионарные люди (имеющие избыток энергии) и вносят изменения в историю”.
Так предполагал Гумилев, однако появление пассионариев загадочно и
непонятно. Космические ритмы безусловно есть и оказывают какое то
воздействие, но вопрос о их влиянии на исторический процесс остается
открытым.
Второй натуралистический подход. Последователи Ч. Дарвина пытаются
объяснить ход истории борьбой за существование. Появляется расизм. Однако
связывать историю народов с расовыми различиями не правомерно.
Другой натуралистический подход определяется теорией Фрейда и его
психоанализом. Энергетический запас определяет жизненные силы человека.
Фрейд всю жизнь людей пытался объяснить половой энергией.
Социобиология связывает жизнь человека с наследственностью. Социальное
положение людей определяется генами, причем не обязательно существование
человека должно носить агрессивный характер во взаимоотношениях, на которых
строится общество. Эту модель строят врачи, биологи и т.п. К этому
направлению относится географическое, которое объясняет историю климатом.
Геополитика обращается к географии чтобы объяснить, что географическое
положение определяет историю, политику, экономику общества.
Все это натурализм, который сводит законы общества к природе.
26. Понятие общ-эк. формации и способа пр-ва.
Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все
человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко
было обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в
котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего.
Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель
выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества:
восточный мир, античность, германский мир. Тойнби – 21 цивилизация. Вебер –
“идеальный тип”, модель - по культурным ценностям. Ростоу
“ед.индустр.общество” и “пост.инд.общество”. К.Маркс: метод исследования
общества как социального организма, развитие которого совершается
закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе
естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми
качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества
представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и
смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в
соответствии с объективными, специфическими для общества законами.
Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталлистический,
социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение истоического
процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс
развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-
экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в
его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и
развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.
Способ пр-ва – историческое единство производительных сил и
произ.отношений, характеризующее социальные аспекты деятельности человека,
направленные на создание мат.благ. С.п. – материальная основа О.эк.ф.,
определяющая ее особенности, развитие и переход от одной ф. к другой.
Развитие С.п. подчиняется всеоб. закону соответствия произ.отношений
характеру и уровню развития произ.отношений. Разв-е П.С. приводит к
уничтожению П.О. и развитию нового С.п. и О.э.ф.
27. Понятие цивилизации и процесс ее становления.
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в
понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2)
Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической
завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат
Европы”, где говорил что развитие истории имеет циклический характер.
Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают
духовные ценности, а затем они начинают костинеть, осуществляется переход к
науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и
начинается новый цикл. Эта книга была написана после 1-ой мировой войны и
имела хождение до середины 30-ых годов. У Шпенглера были основания
говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент но нужна
цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой.
Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на
задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не
верным является утверждение что это приведет к катастрофе. (3) Цивилизация
как ступень в развитии человечества.
Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир
расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация
характеризуется: 1) превращение материального производства в основной
источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к
производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием
разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой
основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность,
и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию
как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как
организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной
собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует
определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию
понимают как определенный тип социально-технической организации общества.
Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить
аграрное и индустриальное общество. Вопросами цивилизации занимались Сен-
Симон, Макс Вебер. В ХХ в цивилизация завоевала прочный характер. В СССР
цивилизационный подход критиковался, т.к. он конкурировал с формационным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30