Шпоры по философии

биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и

одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает

из-за влияния извне. Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С

21 года начинается старение. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном

уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг

используется не на сто процентов (биология - возможно, что это не так). Еще

неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии.

Жизнь и смерть - космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-

этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский,

Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными

причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача не только выбросить смерть, но и

воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с

Христа-страдальца, а надо не страдать а воскрешать. Воскрешение по цепочке

от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это

безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Соловьев.

1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея обожествления

мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не заканчивается созданием

мира. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира. Спастись

могут все, то что предсказано в Апокалипсисе это прогноз, предупреждение.

Надо что-то менять сейчас, чтобы не прийти к этому. У человечества есть

шанс прийти к Суду во всеоружии - встать вместе с Богом в гармонизации

мира. Бог вместе с человеком - богочеловек. Обожествление мира. Человеку

помогает София. Единство различных областей позитивной науки (религия,

искусство, философия). Всеединая духовная деятельность. Всеединое

культурное духовное развитие. Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь

все по-другому.

50.Марксистская философия в России.

Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и

социологические аспекты материального понимания истории в познании

общественной жизни. Диалектический метод в виде Энгельсовской (его

интерпритации Маркса были ближе) схематизации - “Диалектич. материализм” -

его слова в раб. “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”,

ставшей программой рус. марксизма. Утверждение о “недостаточном фил.

обосновании марксизма” разделялось П.Струве, С.Булгаковым – и Туган-

Барановский “Легальные марксисты”, здесь речь о прямых попытках соединения

марксизма с фил.критицизмом и об отрицании диалектики как в понимании формы

движения, так и в качестве метода познания. Луначарский – “Материя не

существует, существуют лишь явления”, “мир суть явления, происходящие в

нашем сознании”. Т.О. в основном была критика. Ленин (1870-1924) считал,

что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую

актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе

(Л) рассм. вопросы теории познания, связывает

их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует

видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает

любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого

начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла

канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом

отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право

единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против

идеализма была возведена в ранг гос. политики.

51. Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании. Субъект

и объект познания. Познание как отражение действительности.

Гносеология – фил учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии

изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это

практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва.

Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден

целе направлено изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным

человечество выработало познание. Задача Г – выяснение природы

человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей

челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной

деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства

знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов

познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать

образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией,

лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории

познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и

объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно

менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное

бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая

деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных

конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное

образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт

деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии

С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой

состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть

рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала

объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер,

была практической. С – носитель материального целе направленного действия,

связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества С отличающие его от О. Исходная хар-ка С –

активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное

порождение материальной и духовной энергии. О же это предмет приложения

активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно,

она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность

есть высшее проявление активности. Т о С – это активное, самодеятельное

существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О

– это сфера приложения активности С.

Различия м/у О и С относительны. С и О – это функциональные категории,

которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях

деятельност. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него

воздействуют др, то он превращается в О. С т зр марксизма, чел-к

становиться С поз-ия лишь в той мере, в какой он включен в соц-ую

деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что поз-ие

никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким

С, который включен в коллективную практическую деят-ть. О – часть

объективной реальности, с которой С вступил в практическое и позновательное

взаимодействие. Т о марксизм считает, что подленным гносеологически

субъектом является человечество, общество.

Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие

двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся

в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической фил-ии

свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом

уровне развития материи она обладает своими специфическими

характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном

процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный

мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом

этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками,

копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно

воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение

особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в

соответствии с особенностями , отражающей системы, т е сознания. А это

значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны

по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

52. Чувственное познание и его элементы (формы). Оценка сенсуализма.

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц,

кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач

чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники

эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником

знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане:

разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид

деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является

начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат

объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут

сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств,

нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат

объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств

познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от

непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность

чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые,

функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания.

Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте стоят

зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным,

идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм

через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ

не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел

организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально

включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.

Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты