необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что
2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5.
Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S
не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S
не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения “эта выставка
не интересна” легко получить суждение “эта выставка не относится к
интересным”).
Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением
субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом
становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл
обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один
S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то
некоторые Р есть S. (напр, из суждения “некоторые библейские пророки были
долгожителями” следует “некоторые долгожители были пророками”).
Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате
которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее
предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения.
Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не
есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то
некоторые не Р есть S.
Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в
силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая
высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной
посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из
многих – полисиллогизм).
Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные,
сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и
условно-разделительные силлогизмы.
Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют
собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют
форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема
М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из
посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она
имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается
относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается
относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2,
Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит
признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег
сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному
или частному на основании установления связи данного единичного или
частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре
фигуры силлогизма (см рис).
Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или
заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример
“Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию” . При
анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных
силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы
соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д
следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д,
все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют
объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все
законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики –
физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют
объективное содержание.
Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема:
Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.
Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка
разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод
представляют собою разделительные или категорические суждения.
В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным
суждением, а вторая – разделительным . В зависимости от количества
альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он
называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в
практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и
деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если
С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В;
Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А,
то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог
последней, но к В и Д добавляется частица “не”.
59. Наука в техногенном мире.
В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический
прогресс 20 века , приведший в развитых странах Запада и Востока к новому
качеству жизни , основан на применении научных достижений.. Наука не
только революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на
многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их,
перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной
цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций
развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и
антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из
высших ценностей цвилизации и культуры.
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой
истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных
обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип
развития, связанный с появлением техногенных обществ , их последующей
экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных
обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных
изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в
качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ
приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков
, канонизированным стилям мышления , инновационная деятельность не
воспринимается как высшая ценность.
Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый
вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени
противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает
особый вид автономии личности : человек может менять свои корпоративные
связи, он жестко к ним не привязан , может и способен очень гибко строить
свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с
момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную,
индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности
становится развитие техники, технологии не только путем стихийно
протекающей иновации в сфере самого производства , но и за счет
регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико -
технологическкие процессы.. Так возникает тип развития , основанный на
ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к
активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации
НТП постоянно меняет типы общения , формы комуникации людей , типы
личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная
направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как
активное существо , которое находится в деятельном отношении к миру .
Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и
переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как
арена деятельности человека.
Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества -
понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля , в
котором разумное существо , познавшее законы природы, способно осуществить
свою власть над внешними процессами и объектами , поставить их под свой
контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм
, в который органично всторен человек , само понятие закона природы
,отличного от законов , которые регулируют социальную жизнь , было здесь
чуждо.
Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и
присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как
процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над
внешними обстоятельствами . которые человек призван подчинить себе..
Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (
производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком
все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей
деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе
ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического
взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования.
Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы
и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в
соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в
последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает
своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое
условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее
активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком
жизни техногенных обществ.
60. Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.
Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее
развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в
социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его
возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо
остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к
критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного
роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением
глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.
Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования
оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою
историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП,
открывающего все новые возможности развития военной техники.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30