Шпоры по философии

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

31. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую

ориентацию. Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем,

определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо

важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношении Западной

и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих

культур. Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия.

Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития, который

сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать

техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и

технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии,

меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства.

Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и

средневековье. Основные вехи в ее истории: опыт демократии, становление

образов теоретических наук, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского

средневековья христианская традиция с ее представлениеми о человеческой

индивидуальности, с концепцией морали и пониманием человеческого разума как

созданного по образу и подобию бога, и поэтому способного к рациональному

постижению смысла бытия. Вэпоху Просвещения завершилось формирование

мировозренческих установок, определевших последующее развитие техногенной

цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с

эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления,

становления гражданского общества и правового государства. В

технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.

Философы и социологи рассматривают мировозренческий, социальный и

технологический аспекты культуры как единое целое. М. Вебер показал чтов

результате становления кальвинизма в сочетании с развитием капитализма

сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация

на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности,

3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5)

идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной

собственности.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший

название “традиционного общества”. Геополитически Восток связывается с

культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта,

национальногосударственными образованиями масульманского мира. Эти культуры

были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство

сложившихся социальных структур, стабилизацию устаявшегося образа жизни.

Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В

духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления,

научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на

созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием.

Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной

культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и

экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям

чужд дух демократии, гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как

соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и

необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в

сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский,

Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали

что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы

отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту

самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению,

православие явилось источником особенностей русской души: глубокая

религиозность, повышеная эмоциональность, приоритет коллективного начала

над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для философов

эмигрантов после революции (Бердяев, Вышеславцев, Федотов и др.). Бердяев

считеет, что для определения национального типа, народной индивидульности

определения дать невозможно. Тайна индивидуальности познается любовью и в

ней всегда есть что то не постижимое для ума. Главный вопрос по Бердяеву

что же представляет собой умопостижимый образ русского народа. По Тютьчеву

“Умом Россию ...” Поэтому говорит Бердяев для постижения России надо

применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает что Россия соединяет в

седе и Запад и Восток.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской

истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского

движения (Карсавина, Трубецкого, Норовского). Евразийство рассматривает

Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное

пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную культуру с креном в

сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад исчерпал себя и

его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит России и православию.

Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и

кризиса в странах СНГ.

32. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

Разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта,

распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, ядерные

производства - все это рождает ощущение беззащитности человечества,

возможности его гибели. Исследовательская мысль все глубже проникает в

загадки живой, одухотворенной материи. Перспективы генетической инженерии,

трансплантация органов, клонирование клеток - все это разрушает

традиционное представление о неизменной биологической природе человека.

Болезненную остроту приобрели психологические проблемы. Разрушение

традиционных форм и норм жизни, изменение окружающей обстановки, новые

виртуальные элементы реальности и т.д. приводит к утрате людьми

представлений о собственной идентичности устойчивости своего внутреннего

мира и специфически человеческих черт.

Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою

первоначальную родину - природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться. У

него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать

новую, которую он сам себе создаст, в которой он превратит окружающий мир в

мир.

Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что

единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего

бытия.

Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том,

чтобы принять страдание и смерть, но не изменить своему человеческому

призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно

тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-

то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя

как личность, только теряя себя как биологическую особь.

Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема

- что есть чел-к. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел

фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается

выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-

ке. Современная западная фил.антропология пытается выявить основы и сферы

человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеч. личности, ее

творческих возможностей, смысл существования.

33. Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы

антропосоциогенезиса.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в

наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное

существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты