Шпоры по философии

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему

прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.

Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир

бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи

материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм

движ. материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире

представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а

следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в

жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Задача

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,

осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не

являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о

чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

13. Волюнтаризм Шопенгауэра и программа переоценки всех ценностей Ницше.

Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем и назначал часы лекций

одновременно с ним, но студенты шли на лекции Гегеля, несмотря на то что

лекции читал хуже. Он написал книгу “Мир как воля и представление”. При

жизни она издавалась дважды, но не имела успеха. Только после смерти он

стал наиболее читаемым мыслителем и Гегель ему не соперник. Шопенгауэр

отталкивается от Канта от его “вещи в себе”. С т зр Канта воля -- это вещь

в себе, но в отличии от других вещей в себе, она раскрывается, становится

доступной человеку, ибо выражением человека является его телесное

поведение, которое подвержено воли человека и по Шопенгауэру все вещи это

есть выражение воли. Мир выражение мировой воли, которая в своей сущности

зла. Шопенгауэр яркий пессимист, его основная идея: жизнь людей – сплошное

страдание, сплошная боль, человек не на что не может надеяться, отсюда его

желание урезать свои желания и принять буддизм. Он одним из первых принял

Нирвану, учение о постепенном отказе от желаний. Но в действительности он

любил хорошо поесть и развлечься.

Ницше с одной стороны продолжает традицию начатую Кертигором, который начал

атаку на разум и науку, Шопенгауэр продолжил, но родоначальником является

Ницше, который в отличии от Канта, Гегеля, Фейербаха не претендует на

создание сильной и не противоречивой философии.

Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Ницше оригинален и тем, что

он быстро получил звание профессора, но преподавательство его не увлекло,

он сошел с ума и 12 лет провел в психбольнице. Философия Ницше – это

философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции

животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее

приспособленного.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую

религию. Он выступает как воинствующий анти демократ, с его т зр элита это

сильные и воинствующие люди. Т о большая часть населения – это низшие,

неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше

интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие

считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим

националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше

“белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать

мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т п). Ницше

говорит что для этого должна сформироваться интернациональная элита, но из

нордической расы. Т о, идеи Ницше вполне совместимы с фашистским целе

устремлением. Поэтому упреки в адрес Ницше вполне заслуживают внимания.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл

имеет только жажда жизни которая должна сочетаться с волей власти. Ницше

отрицательно относиться к христианской религии, т к она проповедовала

равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И

Х, что сделало европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Во главе

должен стоять деспот художник, из фильмов видно, что Гитлер считал себя

художником.

Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что

христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно

относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы.

Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления,

причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра

обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п ,

за стремление людей к исскуству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

14. Неокантианство XIX в.

Одним из направлений “философии науки” является неокантианство.

Неокантианство пыталось возродить важные принципы философии Канта.

Неокантианство зародилось в 60-х гг 19 в в Германии. В неокантианстве

отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская.

И те и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания.

Марбургская школа занималась матем-м естествознанием, а Баденская – соц-ми

науками и ценностями.

Марбургская школа (Г. Коген 1842 -1918, П. Наторп 1854 -1924). Они

говорили, что Кант сделал многое, но не завершил учение и сделал оплошность

в понятии “вещь в себе” (иатер-ая вешь которая воздействует на органы

чувств и вызывает ощущение). Они говорили, что вещь в себе это источник

чувств, опыта, а кому в науке нужны чувства и опыт. Чувства дают знания

единичного, поэтому наука не включает ни какие чувства и для науки не имеет

значения опыт. Наука строится с помощью понятий, с помощью которых строятся

функциональные связи. Математические формулы – это достояние науки. Т.о.

они выступают против чувств и эмперического исследования. Для науки важно

всеобщее – логическая структура науки, которая обеспечивает конструирование

идеальных объектов, которые являются следствием логической необходимости.

Коген и Наторп не против признания природы, но какое это имеет значение для

науки – никакого. Для науки важно естествознание. Для структуры науки имеют

значение категории. Коген и Наторп возвращаются к Канту, но по свему дают

классификацию этим категориям. Они считают что эти категории лежат в основе

трансцендентального метода, который сводится к освобождению научного

познания от психологизма, т е исследование логической структуры познания

независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным

познанием. Этот метод обуславливает развитие теоретического естествознания.

Марбургская школа подняла проблему теоретического уровня знания, которая

базируется на конструировании идеальных объектов.

Баденская школа: В. Виндельбанд (1848 - 1915) Г. Риккерт (1863 - 1936). Им

принадлежит мысль, что м/у общ-ми науками и естествознанием непреодалимая

грань. Различие это в том, что естествознание стремиться к тому, чтобы

единичное поднять на уровень генерализации (напр. Естествоиспытатель

изучает состав воды, разлагает молеулу и получает водород и кислород, затем

переводит это для всех молекул воды), от частного к более высокому

(общему). В социальном познании законов нет по мнению этих ученых, оно

имеет дело с индивидуальными событиями, в истории все случается один раз и

для общ-ой науки важно вклиниться в это событие и понять что в нем

уникальное, неповторимое. Т е в первом случае генерализация, а во втором

индивидуализация.

Если соц-ое познание орентировано на описание неповторяемых событий, тогда

исследователь в трудном положении: Какие события брать? Следовательно

социальное познание не возможно. Тогда они впервые выдвинули теорию

ценностей и возникла оксиология – философия ценностей.

Они различают ценность и оценку. Оценка – выявление ценностей, связана с

субъективизмом исследователя. Ценность объективна, возникает стихийно в

общественной жизни. Это не фактичность, а значимость, что общ-во выбирает в

качестве значимого, но общ-во может выбирать в качестве значимого разное.

Для Виндельбанда и Риккерта ценность является основой исследования, то что

значимо для общества, сообщества и т п. Это использовалось в изучении

цивилизации, т е каждая цивилизация имеет свою систему ценностей.

15. ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ, АКСИОЛОГИЯ

Структура фил. Знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих

законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория

познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология -

учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах

развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология,

религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5)

Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном

смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова.

Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам

чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для

всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным

знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений

бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным

(экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания

действительности.

Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности

человека познать действительность, об источниках, формах и методах

познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант.

Материалистическая гносеол. исходит из признания объективности внешнего

мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеол. либо утверждает,

что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир

создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”,

либо в принципе отрицает возможность познания мира.

Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую

окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них

производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы,

художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и

для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты