определяющего меньше объема определяемого (пр, смерть – естественный конец
всякого живого существа ( а не естественный?), (в)перекрещивающееся
определение – объемы определяющего и определяемого находятся в отношении
перекрещивания (пр, философ – это человек, разрабатывающий научную
методологию), (г) определить “как попало” (пример про француза когда
давалось энциклопедическое определение рака). Правило 2. Определение не
должно заключать в себе круга. Возникает ошибка “круг в себе” –
определяемое определяется посредством определяющего, а последнее
определяется непосредственно или опосредованно первым (пр, Логика – наука о
правильном мышлении; Правильное мышление – логическое мышление.
Разновидность этой ошибки – тавтология – когда определяющее повторяет
определяемое но, может быть, другими словами (напр, Математика – это то,
чем занимаются математики). Правило 3. Определение д б ясным, т е д б
известны смыслы и значения терминов входящих в определяющее (напр, красота
есть индивидуально-неповторимое выражение родового). Правило 4. Нельзя
принимать номинальные определения за реальные (напр, пусть имеется
номинальное опре-ие: “бог – это совершенное существо”, другое номин
определение “совершенное существо – то, которое обладает всеми свойствами
объективно существующего предмета, а также свойствами всеведения,
всемогущества и т.д.” Можно ли приняв эти определения за посылки, сделать
вывод о том что бог существует? Если эти посылки окажутся истинными
суждениями, то и заключение будет истинным. Но поскольку определения
являются номинальными, их нельзя считать ни истинными, ни ложными и нельзя
сделать указанного вывода).
Осуществляя определения, важно руководствоваться так же требованием
раскрывать лишь основное содержание определяемого термина.
69. Классификация как метод научного познания. Естественные и искусственные
классификации.
Классификация (от лат classis – разряд, класс facio – делаю, раскладываю),
разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по
определенным признакам. В научной К свойства объекта поставлены в
функциональную связь с его положением в определ системе. Различают
искусственную и естеств К: в отличии от искусственной (в ее основе, как
правило, лежат не существенные сходства и различия объекта, для
систематизации предметов, алфав.каталог), в естеств К по максим количеству
существенных признаков объекта, определяется его положение в системе (напр,
естеств система организмов, периодическая система элементов Менделеева).
Развитие науки связано с переходом от дискриптивных К (упорядочивающих в
удобной форме накопленные эмпирич результаты) к структурным (сущностным) К
(позволяющим раскрыть сущность классифицируемых объектов).
К всегда устанавливает определенный порядок в исследуемой области,
разбивает ее на группы, чтобы упорядочить область и обозримо ее
рассмотреть. Логическая основа классификации – логическая операция деления
объема понятия. Понятие – это форма мысли, которая является результатом
мысленного выделения однотипых предметов некоторого множества по общим и
существенным признакам. Понятия выражаются отдельными словами и
словосочетаниями. Каждое понятие имеет объем и содержание. Объем понятия –
это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность
признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у
содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения:
чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов фигурирующих в нем,
и наоборот чем больше объем, тем уже содержание. Деление объема понятия –
это разделение объема понятия на подклассы, представляющие подвиды
предметов мысленных понятий. Эта операция включает: (1) основание деления
понятия – это признак по которому производится разбиение, это варьируемый
признак, (2) делимое понятие – это объем который необходимо разбить на
подклассы, (3) результат деления. Различают правильное и неправильное
деление и чтобы деление было правильным необходимо соблюдать правила: 1)
деление должно вестись только по одному основанию; 2) явление д б
соразмерным или исчерпывающим, т е совокупность объемов деления д.б. равной
исходному объему деления; 3) недопустимо деление с излишним членом; 4)
члены деления должны взаимно исключать друг друга; 5) деление д.б.
непрерывным, т е нельзя делать скачков в делении. Выделяют два вида
деления: (1) По виду изменения некоторого признака. (2) Дихометрическое
деление – это деление в котором в качестве основания деления служит наличие
или отсутствие заданного признака.
Классификация – это и есть операция деления объема понятия. Это либо
отдельное деление или совокупность делений. Классификацию понимают как
многоуровневую и разветвленную систему. Классификацией обычно называют
деление объектов, которые являются объектами изучения той или иной науки. К
обычно не применяет диахометрическое деление (иначе говоря, объем делимого
понятия делится на два противоречащих друг другу понятия: А и не-А; далее
возможно что А делится на В и не-В и т.д.). Пример классической К – это
таблица Менделеева.
Порою классификацию и деление путают, их рассматривают как синонимы. Они во
многом похожи, однако надо видеть и различия.
Приведенные виды деления действительно могут быть охарактеризованы как виды
так называемой таксономической классификации. Однако все большее
распространение получают мериологические классификации. В отличие от
таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов
некоторого рода, в мериологическом делении выделяются части предмета.
Например. Автомат состоит из приклада, казенной части, ствола и других
частей. Можно считать, что таксономическое и мериологическое деления
взаимосвязаны и имеют взаимные переходы. Но следует также сказать что
логические процедуры деления понятий и классификации являются окончательно
разработанными.
70. Дедукция и индукция как методы научного познания.
Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания
обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего
понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а
под дедукцией – движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том
числе к утверждениям об отдельных предметах. Часто эти методы
противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств
познания. Так Ф Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Р Декарт
– дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового времени эти крайние
точки зрения начали преодолеваться. Так, Галилей, Ньютон, Лейбниц,
признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании,
отмечали в месте с тем, что процесс движения от фактов к законам не
является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они
отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и
отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не
сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть
противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое
время не удавалось. В совр науч познании противопоставление индукции и
дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не
рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют
другие методы, а также приемы, принципы и формы (напр абстрагирование,
идеализакция, проблема, гипотеза и т.д.).
Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает
логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность
заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение.
Общая индукция – это индукция в которой переходят от знания о нескольких
предметах к знаниям о их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая
индукция дает нам общее знание. Общая индукция м.б. представлена двумя
видами: (1) полная индукция – это умозаключение от знания об отдельных
предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее
исследование каждого предмета этого класса: А1 имеет признак В, А2 имеет
признак В,..., Аn имеет признак В, множество А1,..., Аn это весь класс А =>
вероятно что все объекты типа А имеют признак В; (2) Умозаключение от
знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса
называют неполной индукцией.
Статистическая не полная индукция. Делается выборка Аn +n из совокупности
предметов А, в этой выборке элементы А1,..., Аn обладают признаком В, а
элементы Аn+1,..., Аn+n не имеют признака В, из этого следует вывод, что
объекты А могут иметь свойство В с вероятностью n/(n+n) – общее число
наблюдений.
В отличии от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль,
посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других
мыслей. Дедуктивные умозаключения: условнокатегорические, разделительно-
категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.
71. Эмпирическое знание: данные наблюдения, эмпирические факты,
эмпирические законы. Методы научно-эмпирического исследования.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и
можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических
фактов.
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем
непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в
особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта
наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы
наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.
В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,
даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений
наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт
субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.
Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются
достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30