Шпоры по философии

его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и

красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей

предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных

догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть

разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд,

здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная

справедливость.

16. Проблема бытия. Гл онтол категории.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.

принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое

(абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать.

Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы

и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования

картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который

оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит

категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность,

пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием

единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической

деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми,

существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и

различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой,

итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть

общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и

духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют,

несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту

своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое –

начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и

превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П.

существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи,

которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П.

Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с

бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и

источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории

субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка

мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

17. Реальность объективная и субъективная. Материя.

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность –

объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли,

представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное

множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,

субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий

мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и

проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей

как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая

основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции -

это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под

субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие

атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и

пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона,

Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в.

господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как

совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и

механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью

и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о

материи:

1) о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие,

в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща

внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил.

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений.

Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей

придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно

отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления;

Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и

естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс

понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-

в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне

конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании

было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира.

Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи.

Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного

распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя

исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею

о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании

наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую

картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия . Это

сделал Ленин в работе . Материя - философская

категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими

ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2

признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к

сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной

познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и

естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал

преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа

структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В

домарксисткой философии материя отождествлялась с конкретными ее видами,

напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе познания филос. понятия

М. как объективной реальности с конкретными ест.-научными представлениями

о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще

неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М.,

что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет

множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых наукой и

практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время,

которые не существуют вне М., как не может быть и материальных, которые

не обладали бы пространственно временными свойствами.

18. Пространство и время как философские категории.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не

обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б

взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному: циклическое время (календари); время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории

рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и

вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др

подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и

время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их

движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения.

Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и

от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела

сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было

введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина

которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот

интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных

напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,

пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство

искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных

затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны

следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и

Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении

пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная

бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б

стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе

света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного –

значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются.

Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была

сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт,

и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл

расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными

дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их

тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные

частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры

выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических

соединений и становлению вселенной.

19. Философское понимание движения и развития.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты