Шпоры по философии

так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит

молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически

ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается,

совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его

объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

56. Понятие как форма мысли, его роль в научном мышлении. Основные операции

с понятиями.

Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида по опред-й

совокупности общих для них и совокупности отличительных для них признаков.

Переход от чувственного понятия мышления, к абстрактному мышлению есть

переход от отражения мира в формах ощущения к отражению его в понятиях.

Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Пон выражается

словами или словосочетаниями. Понятие не есть языковое выражение, но

выражается с помощью языковых выражений (снег, snow ...).

Понятие есть форма мысли, которая является результатом мысленного выделения

однотипных предметов некоторого множества по общим и существенным

признакам. Каждое понятие имеет содержание и объем. Объем понятия – это

совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность

признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у

содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения:

чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов функционирующих в

нем, и наоборот, чем больше объем тем уже содержание.

Понятие отличается от форм чувственного познания: в представлении дается

усредненный объект чувственного познания, а понятие может отражать и

чувственно не воспринимаемое (скорость света, леший ...).

Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя

королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2)

по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета

какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии

предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом).

Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые

(электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые –

признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам

(спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов

является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).

Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний),

2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и

учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки,

наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом

исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3

соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих

признаков, треугольник и квадрат).

Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а)

пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и

только те предметы, которые входят как в первый так и во второй классы; 2

объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс

элементами которого являются те и только те предметы, которые входят по

крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется

операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с

чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области

значений переменной х, который не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов

называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется

класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят

во второй класс.

Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание

содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.

57. Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.

Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует

в логической форме уждения.

Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента:

субъект, предикат, связку (“есть” или “не есть”).Субъект и предикат в

суждении могут быть выражены несколькими словами, например: “Некоторые

осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” -

первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, “не содержатся”

- связка.

Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается)

предикат относительно всего объема или только относительно части объема

субъекта.

Признаки суждений: общеутвердительных - слова “каж-дый”, “ всякий”,

“любой”, стоящее перед субъектом; общеотрицательных - “ни один”, стоящее

или подразумевающееся перед субъектом; частное - “некоторые”, “часть”,

“обычно” и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти

субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов

(“каждый”),если суждение утвердительное, (или “ни один”) если оно

отрицательное.

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить

связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката.

Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о

предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо

ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая

действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В

языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и

риторического вопроса.

Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть,

т.е. не совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди

простых суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об

отношениях и суждения существования.

Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о

признаке предмета, рассматриваемом в суждении.

Атрибутивные суждения делятся по качеству на утвердительные и

отрицательные, по количеству на единичные, частные и общие.

Термин называется распределительным, если его объем полностью входит в

объем др. термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о

всех предметах, охватываемых д. термином.

Суждения существования отражают факт существования или несуществования

предметов. (“Существует город Москва”). В данных суждениях субъектом явл.

понятие о предмете суждения, объективное существование которого

утверждается или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или

несуществовании предмета.

Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в

суждении об отношениях. (“Мораль возникла раньше религии”)

Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части,

являющиеся суждениями.

Осн. виды сложныз суждений:

1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких

простых суждений логическим союзом “и”;

2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких

простых суждений логическим союзом “или”.

3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза

“если ... то”.

4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи

двух или более суждений логическим союзом “если и только если ..., то”,

“тогда и только тогда ..., когда...”

5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается

отсутствие некоторой ситуации (“неверно, что...)

В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только

о предмете данного суждения.

В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному

определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор

романа“Анна Каренина”).

В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым

предметам известного класса.

В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету

к-л класса.

Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не

обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса.

(“Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым”).

58. Умозаключение как логическая операция, его структура, основные

разновидности и роль в научном познании.

Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения,

выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за

истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и

получаемого суждения с использованием или без использования особых

методологических средств, а также на основе мысленного оперирования

предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а

получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1)

непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в

качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку.

Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату,

умозаключение модальности, умозаключение превращения, -“- обращения, -“-

противопоставления предикату.

Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе

исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо

истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности

происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является

ложное суждение (напр из истин сужд-я “ни один человек не является машиной”

можно установить ложность суждения “все люди – машины”) 3. Умозакл-е

субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или

частноотрицательные суждения (из истенности суждения “некоторые философы

были материалисты” можно получить истинное суждение “некоторые философы не

были материалистами”); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные

частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность

сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе

ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно

“некоторые люди растения”, то ложно “все люди растения”).

Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то

действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то

возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты