пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная
наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе.
Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь
явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -
агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает
разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту
критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний -
научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность
знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “
Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и
“Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика
(учение о целесообр. в природе) соответственно)
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм
состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и
сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о
“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и
естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть
знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего
сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме
суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и
предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не
дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в
субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения
(предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это
ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в
опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на
опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -
априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.
придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след
форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он
связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,
рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в
учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не
понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик
основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.
Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -
внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и
необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся
априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это
только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью
материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.
Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез
ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств
созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого
единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые
законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если
рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения
субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.
принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само
строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а
в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и
может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего
ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности,
ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в
себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим
сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел
есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но
чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств
сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он
свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или
“категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного
поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он
соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор
или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни
не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого
соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,
будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода,
бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть
истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование
“практического разума”.
11. Система и метод Гегеля.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической
форм/е было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему
диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как
философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее
общие закономерности развития объективной действительности. В особенности
же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего
объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до
определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -
нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -
воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить
зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.
Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это
присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.
Тождество - различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное
уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей
нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -
действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм
Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии
развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный
дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,
античную и германскую.
12. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ФЕЙЕРБАХА
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 -
1872). Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел
сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос
о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш
вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о
чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,
реальное решение.
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение
присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его
стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и
назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование
общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность
по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив
индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ
сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30