Шпоры по философии

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная

наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе.

Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь

явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -

агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает

разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту

критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний -

научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность

знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “

Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и

“Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика

(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и

вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм

состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и

сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о

“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего

сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме

суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и

предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не

дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в

субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения

(предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в

учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не

понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик

основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -

внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся

априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это

только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью

материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.

Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез

ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств

созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого

единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а

в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего

ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности,

ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в

себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим

сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств

сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он

свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или

“категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он

соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни

не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого

соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,

будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода,

бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть

истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

11. Система и метод Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической

форм/е было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему

диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как

философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее

общие закономерности развития объективной действительности. В особенности

же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы

диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель

сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории

диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего

объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до

определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона

диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных

отношений в качественные (при изменении количественных отношений после

определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -

нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -

воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить

зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.

Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это

присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

Тождество - различие - противоположность. Противоположности

взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное

уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель

отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей

нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -

действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм

Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии

развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный

дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,

античную и германскую.

12. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ФЕЙЕРБАХА

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 -

1872). Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел

сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос

о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение

присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его

стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ

сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты