процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность
оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.
Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.
Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,
запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,
превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря
восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной
форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно
благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество
субъективного образа объект мира.
Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.
Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого
активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с
другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств
данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ
только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и
те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе
механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать
целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.
В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания -
представление.
Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др
формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения
реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект
отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.
Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-
истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств
взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить
в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в совершенно
обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми, вне влияния
того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень
сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к
этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или
вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки
или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется
“Красота”. “справедлдивость”, Прогрессивность” и многие др понятия,
связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения,
восприятия таких объектов.
Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее
невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли.
Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир
лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными
людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о
внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями -
практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов
чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное
познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.
В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только
человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств
глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты
из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен
результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием
средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей
стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное
значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи
слов.
Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат
аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже
обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов
функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует
несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как
совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности
человека.
Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,
совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и
вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ
ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие
предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы
частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно
воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может
припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает
представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде
совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных
этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами
чувств познания.
53. Рациональное познание и его основные формы.
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания
понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.
Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от
понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта
зав не явл односторонней.
Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ
понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от
непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия
многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.
Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и
взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:
1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на
создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как
особый вид умственного труда.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц
познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения
предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,
то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать
каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,
выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и
целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты
абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из
объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к
другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее
единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о
активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого
типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как
устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует
объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный
набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы
используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих
знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.
Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,
кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут
выступать как зак так и отдельные факты.
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ
такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации
смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и
значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и
значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы;
конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное
преобразование.
Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,
обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.
Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми
или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях
разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство,
инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,
подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)
Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и
необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть
выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума
либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ
только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из
проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)
Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно
действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной
действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает
обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это
целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека
существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в
трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие,
существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и
представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и
опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный
образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение
– это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30