Шпоры по философии

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и

вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. истор

процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз

жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ

положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это

значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это

зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и

не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои

цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.

Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц

эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и

формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень

диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это

создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил.

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред

сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы

отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц

время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция,

общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ

формация, способ производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,

так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.

“Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу

всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила,

продукт предшеств деятельности.

Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ

соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе

необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится

свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и

свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна.

Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах

сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых

возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а

свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.Мир история -

это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор период она имеет

свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных

возможностей.

22. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности

в обществе.

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива,

совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная

концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ

отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и

обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач

чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово

характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о.,

личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности

связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром.

“Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность;

с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я

индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь

свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и

себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно

остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально

правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением

своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает

философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности

человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более

конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные

требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный

моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с

этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения,

вознаграждения или наказания. О. Рассматривается в связи с философской

проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств

для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в

жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в

соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его

избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных

свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного

мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода

личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в

способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует

в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон

цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному

общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только

сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде

объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем

свобода есть осознанная необходимость.

23. ОБЩЕСТВ. ОТНОШЕНИЯ И СОЦ. ИНСТИТУТЫ.

Общественные отнош-я ( ОО) - многообразные связи, возникающие между

соц-ми группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их

экономической, политической, социальной жизни и деят-ти.

В фил-ии ОО рассматриваются с материалистической или идеалист.

позиций. Материалист. понимание ОО впервые выработано марксизмом. ОО с этой

точки зрения делятся на материальные (базисные) и идеологические

(надстроечные). Главными явл-ся мат-ые - экономич., произ-ые отношения.

Характер материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не

зависят от сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые,

нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и

складываются как надстройка под ними, проходя предварительно через сознание

людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только

различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать

конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и

идеологич-е элементы. В связи с усложнением общественной жизни возникают

комплексы общ-х отношений, связанные со специфической деят-тью людей, -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты