Шпоры по философии

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как

и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,

но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые

вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение

элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью

между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество

предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к

другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют

особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением

новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности,

скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях,

характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного

качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов

организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности

процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за

рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2)

Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким

примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,

физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие

одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание

движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо

иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их

взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК -

хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим

соединениях)

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и

идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств

выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет

процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для

случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности

изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной

для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает

новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его

состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение

его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих

свойств материи и сознания.

20. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и

случайности, возможности и действительность. Причина и цель.

Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной

закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений

реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно

существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде

соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не

содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда

входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения

симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и

целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория

Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную

связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод,

условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно

иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы

причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и

ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью

условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и

функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной

зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у

причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в

функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду

явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной

зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости

можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что

понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной

зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться

в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более

запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности

работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые

пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно

следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие

чудес.

Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо

или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое

убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные

следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если

появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он

может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и

прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это

“паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в

ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом

когда все фатально предопределено.

Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а

опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в

сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности

(так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на

необходимости – это ошибка.

В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они

взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию

дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения

необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в

случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции

обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть

воздействует на необходимые закономерности.

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал

актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только

актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность

вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение

тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в

действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-

ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации

с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных

действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из

форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как

целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой

ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого

несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

21.Предмет социальной философии. Понятие общества.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона

всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного

единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности,

обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те

и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты