вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной
природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как
и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ
материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в
другие и ни один вид не берется ниокуда.
Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,
но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые
вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение
элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью
между людьми в процессе их социальной жизни.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество
предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к
другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть
разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют
особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением
новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности,
скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях,
характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного
качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов
организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности
процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за
рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2)
Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким
примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,
физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие
одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание
движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо
иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их
взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК -
хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим
соединениях)
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и
идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств
выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет
процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для
случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности
изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной
для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает
новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его
состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение
его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих
свойств материи и сознания.
20. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и
случайности, возможности и действительность. Причина и цель.
Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной
закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений
реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно
существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде
соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не
содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда
входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения
симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и
целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория
Дарвина).
Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную
связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод,
условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно
иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы
причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и
ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью
условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.
Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и
функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной
зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у
причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в
функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду
явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной
зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости
можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что
понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной
зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться
в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более
запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности
работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые
пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно
следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие
чудес.
Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо
или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое
убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные
следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если
появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он
может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и
прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это
“паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в
ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом
когда все фатально предопределено.
Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а
опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в
сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности
(так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на
необходимости – это ошибка.
В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они
взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию
дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения
необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в
случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции
обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть
воздействует на необходимые закономерности.
Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал
актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только
актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность
вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение
тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в
действительность есть эволюция.
Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-
ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации
с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных
действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из
форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как
целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой
ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого
несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.
21.Предмет социальной философии. Понятие общества.
Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-
1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.
“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:
всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как
некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”
В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и
различные модели. Рассмотрим некоторые из них.
В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция
толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений
исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...
Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона
всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного
единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности,
обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.
Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня
исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь
прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий
принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь
модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл
вынужденным”, “все действия необходимы”.
Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий
социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых
исключ на своих интересах.
Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те
и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач
цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или
половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как
всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом
случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,
ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит
эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и
его собственность”.
Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ
жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу
“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30