Шпоры по философии

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый

- это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как

таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и

невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”,

ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

44. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АФ - направление западной фил-и, кот. сводит фил-ю к анализу

употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный

источник постановки фил. проблем. Этот анализ в АФ рассматривается как

единственный правомерный метод фил-го исследования и направлен на то, чтобы

выявить действительность ситуации употребления языковых ср-в, порождающих

философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных фил.

проблем, а фил. проблема явл. либо псевдопроблемой, либо носит

логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное исследование.

АФ сформировалась в США, Великобритании.

В АФ 2 направления: 1. логический анализ фил-и, кот. в кач-ве ср-ва

анализа применяет аппарат совр. математ. логики; 2. лингвистическая фил-я,

отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается

исследованием типов употребления выражений в естесств., обыденном языке, в

т.ч. когда он прим. при формулировке фил. понятий. Эти направления

выражают различные умонастроения: в то время, как фил-я логич анализа

считаес себя фил-ей науки, сторонники фил-и лингвистич. анализа выступают

против к-л культа научного знания и отстаивают естесств. отношения к миру,

выраженное в обыденном языке.

Родонач. лингвистич. фил-и Райл, Уисдом, Стросон, Блек. Родонач. логич.

анализа фил-и - Витингштейн, Куайн, Гудман, Поппер.

Понятие анализа, принятое в аналит. фил-и, появилось в фил-и ХХ в. у

Рассела как определенный метод разработки фил. проблематики.

Понятие АФ получает распространение после второй мровой войны, охватывая

различные течения совр. фил-и, предметом анализа кот. были языковые

средства науки, обыденного языка и сомой фил-и. Распространение термина АФ,

вытесняющего термин “неопозитивизм”, связано с неудачами реализации

программы неопозитивизма. Для АФ характерна тенденция, сохранив идею

анализа как “антиметафизики”, максимально освободиться от к-л

содержательных предпосылок.

45. Я. ЧААДАЕВ О РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИСОФИИ.

П.Я. Чаадаев - один из тех мыслителей, жизнь и творчество которого

представляют интерес не только для историков, но и для современников. На

просветительские воззрения Чаадаева во все периоды его творчества оказывали

воздействме религиозные представления. Он изучал библейские тексты,

увлекался теологической литературой.

Основным трудом жизни Чаадаева явл-ся “Философские письма”. Именно это

сочинение определило его влияние и значение в русской общественно-

философской мысли. В сочинении Чаадаева доминируют две темы: 1) Россия - ее

прошлое, настоящее и будущее; 2) философия как философия истории. Россия -

первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и

многие другие интересующие вопросы. Как складывалось прошлое России, по

каким путям идет осознание ее настоящего, как уяснитьее будущее - эти

проблемы не уходят из поля зрения философа. Его видение России сводится к

тому, что Россия - страна аномальная, ее прошлое и действит-ть

образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования

народов. В последующем он высказывает предположение, что Россия не только

преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет

Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным

образом преобразована во всех отношениях.

Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее

завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские

области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием.

В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности

и единства. Их взаимодействие порождает “логику причин и следствий”.

Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления.

Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение

бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и

рассуждения. К этому добавляется интуиция.

46. РАЗРАБОТКА ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является

славянофильство ( Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на

“самобытников”, на православно-русское направление в общественной мысли

России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли

русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже,

исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении

решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению

Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот

“русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими

религиями. Для ответа на этот вопрос Хомяков проводит исследования, в кот.

оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на

две основные группы: иранскую и кушитскую. Различие между этими двумя

группами религий, по его мышлению, опред-ся соотношением в них свободы и

необходимости. Кушинство строится на началах необходимости, обрекая его

последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей

чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к

внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между

добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению Хомякова,

христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления:

католицизм, православие и протестантизм. В различных направлениях

христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному.

Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы.

Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой

свободы, индивидуального начала, кот. разрушает церковность. Только

православие, считает Хомяков, гармонически сочетает свободу и

необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и

церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом

для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений -

понятия соборности. Определябщим признаком соборности служит принцип

“единства и множественности”. Соборность проявляется во всех сферах

жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между

государствами и т.д.

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного

сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и

светской философии. Славянофилы подвергали резкой критике распространенный

в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия

между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей

рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной

русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского

народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением.

Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку,

поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты