Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый
- это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как
таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и
невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”,
ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее
преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в
кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть
“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может
превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может
найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит
бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.
Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем
он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он
свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в
понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр
состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется
необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от
общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора
отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть
мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего
сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время
его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ
потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в
озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,
мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с
ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание
сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего
рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что
будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,
ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди
смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
44. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АФ - направление западной фил-и, кот. сводит фил-ю к анализу
употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный
источник постановки фил. проблем. Этот анализ в АФ рассматривается как
единственный правомерный метод фил-го исследования и направлен на то, чтобы
выявить действительность ситуации употребления языковых ср-в, порождающих
философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных фил.
проблем, а фил. проблема явл. либо псевдопроблемой, либо носит
логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное исследование.
АФ сформировалась в США, Великобритании.
В АФ 2 направления: 1. логический анализ фил-и, кот. в кач-ве ср-ва
анализа применяет аппарат совр. математ. логики; 2. лингвистическая фил-я,
отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается
исследованием типов употребления выражений в естесств., обыденном языке, в
т.ч. когда он прим. при формулировке фил. понятий. Эти направления
выражают различные умонастроения: в то время, как фил-я логич анализа
считаес себя фил-ей науки, сторонники фил-и лингвистич. анализа выступают
против к-л культа научного знания и отстаивают естесств. отношения к миру,
выраженное в обыденном языке.
Родонач. лингвистич. фил-и Райл, Уисдом, Стросон, Блек. Родонач. логич.
анализа фил-и - Витингштейн, Куайн, Гудман, Поппер.
Понятие анализа, принятое в аналит. фил-и, появилось в фил-и ХХ в. у
Рассела как определенный метод разработки фил. проблематики.
Понятие АФ получает распространение после второй мровой войны, охватывая
различные течения совр. фил-и, предметом анализа кот. были языковые
средства науки, обыденного языка и сомой фил-и. Распространение термина АФ,
вытесняющего термин “неопозитивизм”, связано с неудачами реализации
программы неопозитивизма. Для АФ характерна тенденция, сохранив идею
анализа как “антиметафизики”, максимально освободиться от к-л
содержательных предпосылок.
45. Я. ЧААДАЕВ О РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИСОФИИ.
П.Я. Чаадаев - один из тех мыслителей, жизнь и творчество которого
представляют интерес не только для историков, но и для современников. На
просветительские воззрения Чаадаева во все периоды его творчества оказывали
воздействме религиозные представления. Он изучал библейские тексты,
увлекался теологической литературой.
Основным трудом жизни Чаадаева явл-ся “Философские письма”. Именно это
сочинение определило его влияние и значение в русской общественно-
философской мысли. В сочинении Чаадаева доминируют две темы: 1) Россия - ее
прошлое, настоящее и будущее; 2) философия как философия истории. Россия -
первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и
многие другие интересующие вопросы. Как складывалось прошлое России, по
каким путям идет осознание ее настоящего, как уяснитьее будущее - эти
проблемы не уходят из поля зрения философа. Его видение России сводится к
тому, что Россия - страна аномальная, ее прошлое и действит-ть
образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования
народов. В последующем он высказывает предположение, что Россия не только
преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет
Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным
образом преобразована во всех отношениях.
Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее
завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские
области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием.
В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности
и единства. Их взаимодействие порождает “логику причин и следствий”.
Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления.
Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение
бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и
рассуждения. К этому добавляется интуиция.
46. РАЗРАБОТКА ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.
Оригинальным русским философско-идеологическим течением является
славянофильство ( Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на
“самобытников”, на православно-русское направление в общественной мысли
России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли
русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже,
исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении
решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению
Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот
“русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.
Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими
религиями. Для ответа на этот вопрос Хомяков проводит исследования, в кот.
оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на
две основные группы: иранскую и кушитскую. Различие между этими двумя
группами религий, по его мышлению, опред-ся соотношением в них свободы и
необходимости. Кушинство строится на началах необходимости, обрекая его
последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей
чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к
внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между
добром и злом.
Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению Хомякова,
христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления:
католицизм, православие и протестантизм. В различных направлениях
христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному.
Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы.
Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой
свободы, индивидуального начала, кот. разрушает церковность. Только
православие, считает Хомяков, гармонически сочетает свободу и
необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.
Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и
церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом
для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений -
понятия соборности. Определябщим признаком соборности служит принцип
“единства и множественности”. Соборность проявляется во всех сферах
жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между
государствами и т.д.
Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного
сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и
светской философии. Славянофилы подвергали резкой критике распространенный
в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия
между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей
рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной
русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского
народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением.
Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку,
поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30