Шпоры по философии

случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное

сознание подменяется рассудочным.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России

от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное

начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению

соборное начало. А это в свою очередь породило недостатки европейской

культуры. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим

особым путем, кот. должен привести ее к мировому лидерству.

Православие породило специфическую социальную организацию - сельскую

общину. Общинное устройство русской жизни явл-ся важным признаком русского

народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. Славянофилы

верили, что по мере распространения “общинного принципа” в российском

обществе будет все более укрепляться “дух соборности”.

47. ГЕРЦЕН И ЧЕРНЫШЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФЫ

Материалисты А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889),

Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел

и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В

ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.

Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви.

“Царство божие внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога.

Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то

упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и

гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он

пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в

кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с

усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот

хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

48. Философия всеединства В.С. Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы

русской религиозной философии. Он пытался создать целостную

мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и

социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно

стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за

объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и

протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в

христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и

философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее

есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны,

т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает

в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает

божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и,

главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”.

Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”,

“ особая организующая сила, действующая в мире”.

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание,

непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество

элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в

основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он

называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный

мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые

элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой,

что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником

диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего

состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной

динамики бытия Соловьев вводит такое активное неачало как мировая душа.,

которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию

которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно,

она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею

всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется

София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир –

это не только творение бога. Основой мира является “душа мира” – София –

связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию

богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является

Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и

является целью развития всего исторического процесса. На этой цели

базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического

процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом,

воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству

является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал

условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению

Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет

весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к

торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет

воплощенный в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию

цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех

разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений,

рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через

непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

49. Русский космизм.

Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной

необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость -

общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия -

гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный,

религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор

астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода

человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в

колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем?

Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь

на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение

животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные

потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы.

Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции

фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество,

как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается

живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но

все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность

эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя

есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне

движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на

окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание

рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не

справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала,

необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и

появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с

природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна

увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы

космоса.

Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание

(как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в

космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста

численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д.

Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не

знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь.

Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Умов. Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы

Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец

развития). Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития

природы. Вечность и уникальность жизни. О человеческой смерти.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека.

Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие

через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты