Шпоры по философии

непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания

формировались новые идеальные объекты, то далее познание делает следующий

шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы “сверху” по

отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований,

проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с

предметными отношениями практики.

При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а

заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве

строительного материала при формировании новых знаний. Эти объекты

погружаются в особую сеть отношений, структуру, которая заимствуется из

другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве

схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение

исходных идеальных объектов с новой “сеткой отношений” способно породить

новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные

черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное

обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.

Благодаря новому методу построения знаний наука получает возможность

изучить не только те предметные связи, которые могут встретиться в

сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов,

которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого

момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В

ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип

знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как

следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус

знаний – они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и

с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях

возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как

предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах

реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура

будущего практического изменения объектов. Поскольку научное познание

ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены

в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может

развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в

осбой форме практике – эксперементе.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными

состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в

культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в

математике и вывелиее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с

изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху возрождения и

переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал

достоянием естествознания. Нетрудно увидеть, что речь идет о тех мутациях в

культуре, которые обеспечивали в конечном итоге становление техногенной

цивилизации.

64. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпиричес кое и

теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в

целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о

чувственной и рациональных ступенях познания. Категории “чувственное” и

“рациональное”, с одной стороны, и “эмпирическое” и “теоретическое”,с

другой, достаточно близки по содержанию, отождествлять их нельзя. Так эмп

поз никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности. Даже

первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются

в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные

понятия, но и научные термины. Эмп познание предполагает формирование на

основе данных наблюдения – научного факта. Научный факт возникает как

результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления,

понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют

собой взаимодействие чувственного и рационального. Теоретическое познание

также не представляет чистое рациональное познание, поскольку наблюдается

переплетение чувственного и рационального. Формы рац-ого познания (понятия,

суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления, которые являются формами чувственного познания,

ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.

Даже сложные и высоко математизированные теории включают в свой состав

представления типа “идеальный рынок”. Подобные идеализированные объекты

являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с

которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов

– выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в

понятиях. Т о, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.

Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания

доминирует чувственное, а на теоретическом уровне -- рациональное.

Различие эип и теорет уровней следует осуществлять с учетом специфики

познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии,

по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут

познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в

знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей

ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер

познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы

высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение

сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой

взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача

теории – воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность

объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон.

Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет

собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное. Т

о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно

может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в

результате теоретического исле-я. Простое индуктивное обобщение опытов не

ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного

обобщения опыта.

2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на

непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым

объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в

седя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В

теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с

объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств связанных с

эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют

эмперические средства и термины теоретич языка. Смыслом эмпирических

терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать

эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными

признаками). Основные средства теорет исслед-я – теоретические идеальные

объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов

(идеальный товар).

3) особенности метода. Методы эмпирического исследования – реальный

эксперемент и наблюдене. Теоретические – метод построения

идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализ-ми объектами,

методы построения теории ( напр восхождение от абстрактного к

конкретному), методы логического и историческог исследования и др.

В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.

Выделение же этих категорий в качестве средств методологического анализа

позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание.

Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. На

эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты

(достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки

наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических

положений).

Организация теоретического уровня знаний. 1. Частные теоретические модели и

законы – теории относящиеся к ограниченной области чвлений. 2, Развитая

теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные

случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов,

которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим

законам.

65. Основание науки : идеалы и нормы науч. исследов...

Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в которых выражены

представления о целях научной деятельности и способах их достижения. I

блок: Среди идеалов и норм исследования выделяют а) познавательные

установки . которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных

формах научного знания б) социальные нормативы , которые фиксируют роль

науки и ее ценность для общественной жизни на определеном этапе

исторического развития, управляют процессом комуникации исследователей,

отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с об-вом в

целом.. Познавательные идеалы наук имеют достаточно сложную организацию.

выделяют : 1) идеалы и нормы объяснения и описания 2) доказательности и

обоснованности знаний 3) построения и организации знаний. В совокупности

они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности,

обеспечивающую освоение объектов определенного типа. В содержании идеалов

и норм научного исследования выделяют три уровня: 1) представлен

признаками , которые отличают науку от других форм познания 2)

представлен историческиизменчивыми установками, которые характеризуют

стиль мышления, доминирующий в науке на определенном этапе ее развития 3)

в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к

специфике предметной области каждой науки.. Специфика исследуемых объектов

непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты