непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания
формировались новые идеальные объекты, то далее познание делает следующий
шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы “сверху” по
отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований,
проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с
предметными отношениями практики.
При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а
заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве
строительного материала при формировании новых знаний. Эти объекты
погружаются в особую сеть отношений, структуру, которая заимствуется из
другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве
схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение
исходных идеальных объектов с новой “сеткой отношений” способно породить
новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные
черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное
обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.
Благодаря новому методу построения знаний наука получает возможность
изучить не только те предметные связи, которые могут встретиться в
сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов,
которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого
момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В
ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип
знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как
следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус
знаний – они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и
с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях
возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как
предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах
реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура
будущего практического изменения объектов. Поскольку научное познание
ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены
в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может
развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в
осбой форме практике – эксперементе.
Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными
состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в
культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в
математике и вывелиее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с
изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху возрождения и
переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал
достоянием естествознания. Нетрудно увидеть, что речь идет о тех мутациях в
культуре, которые обеспечивали в конечном итоге становление техногенной
цивилизации.
64. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, их взаимосвязь.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпиричес кое и
теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в
целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о
чувственной и рациональных ступенях познания. Категории “чувственное” и
“рациональное”, с одной стороны, и “эмпирическое” и “теоретическое”,с
другой, достаточно близки по содержанию, отождествлять их нельзя. Так эмп
поз никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности. Даже
первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются
в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные
понятия, но и научные термины. Эмп познание предполагает формирование на
основе данных наблюдения – научного факта. Научный факт возникает как
результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления,
понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют
собой взаимодействие чувственного и рационального. Теоретическое познание
также не представляет чистое рациональное познание, поскольку наблюдается
переплетение чувственного и рационального. Формы рац-ого познания (понятия,
суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения
действительности. Но при построении теории используются также и наглядные
модельные представления, которые являются формами чувственного познания,
ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.
Даже сложные и высоко математизированные теории включают в свой состав
представления типа “идеальный рынок”. Подобные идеализированные объекты
являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с
которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов
– выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в
понятиях. Т о, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.
Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания
доминирует чувственное, а на теоретическом уровне -- рациональное.
Различие эип и теорет уровней следует осуществлять с учетом специфики
познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии,
по которым различаются эти уровни, следующие:
1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут
познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в
знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей
ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер
познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы
высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение
сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой
взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача
теории – воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность
объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон.
Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет
собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное. Т
о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно
может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в
результате теоретического исле-я. Простое индуктивное обобщение опытов не
ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного
обобщения опыта.
2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на
непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым
объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в
седя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В
теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с
объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств связанных с
эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют
эмперические средства и термины теоретич языка. Смыслом эмпирических
терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать
эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными
признаками). Основные средства теорет исслед-я – теоретические идеальные
объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов
(идеальный товар).
3) особенности метода. Методы эмпирического исследования – реальный
эксперемент и наблюдене. Теоретические – метод построения
идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализ-ми объектами,
методы построения теории ( напр восхождение от абстрактного к
конкретному), методы логического и историческог исследования и др.
В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.
Выделение же этих категорий в качестве средств методологического анализа
позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание.
Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. На
эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты
(достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки
наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических
положений).
Организация теоретического уровня знаний. 1. Частные теоретические модели и
законы – теории относящиеся к ограниченной области чвлений. 2, Развитая
теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные
случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов,
которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим
законам.
65. Основание науки : идеалы и нормы науч. исследов...
Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в которых выражены
представления о целях научной деятельности и способах их достижения. I
блок: Среди идеалов и норм исследования выделяют а) познавательные
установки . которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных
формах научного знания б) социальные нормативы , которые фиксируют роль
науки и ее ценность для общественной жизни на определеном этапе
исторического развития, управляют процессом комуникации исследователей,
отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с об-вом в
целом.. Познавательные идеалы наук имеют достаточно сложную организацию.
выделяют : 1) идеалы и нормы объяснения и описания 2) доказательности и
обоснованности знаний 3) построения и организации знаний. В совокупности
они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности,
обеспечивающую освоение объектов определенного типа. В содержании идеалов
и норм научного исследования выделяют три уровня: 1) представлен
признаками , которые отличают науку от других форм познания 2)
представлен историческиизменчивыми установками, которые характеризуют
стиль мышления, доминирующий в науке на определенном этапе ее развития 3)
в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к
специфике предметной области каждой науки.. Специфика исследуемых объектов
непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30