Шпоры по философии

“дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке

выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки.

Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей,

сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления

мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во

выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.

Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется

человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал

производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя.

Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы.

Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство

изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского

коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во

вне и сделать внутр. наглядным.

34. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте

человечества.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования

материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От

всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на

протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей"

жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое

адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта

неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не

заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача

каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере

возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его

культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она

реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества

в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда

больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу.

Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и

назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь

после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек

механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать

максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен -

руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф.

существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл

проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда

он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а

если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое

осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за

осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и

растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный

знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в

последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном

опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о

смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы

часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и

ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую

следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и

удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии

творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно

встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании.

Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы

оценки цели жизни.

35. ЧЕЛ-К КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. В какой культурной

сфере воспитывается индивид, таков и его образ жизни, таковы его установки

и цели. Человек - не только центр культуры, но и то единственное и

абсолютное "пространство", в рамках которого живет и функционирует

культура. Вне человека культура попросту не существует. Человек как

носитель культуры понимается в очень широком социальном контексте, во всем

богатстве своих общественных отношений, в единстве с созданным им

материальным и духовным общественным миром. Культура - это слагаемые

человеческой деятельности, благодаря которому происходят развитие,

саморазвитие человека как общественного субъекта. Можно сказать, что в

своей основе культура - это саморазвитие человека как общественного

существа.

Культура есть выражение и обнаружение деятельной природы человека. И в

этом смысле культура выступает мерой развития самого человека. Каков

человек, такова и культура общества, Человек выступает фактически в роли

Общественного человека, олицетворяющего собой все Человеческое Общество.

История общества превращается в историю человеческой деятельности, в

историю культуры. Орудия труда и научные трактаты, парламент и моральные

нормы, шедевры живописи и космические станции, - все это создано человеком,

все это мир чел. культуры.

Функции культуры, которые заключаются в том, чтобы научить жить людей в

обществе, оказывается весьма сложно отделить от самой общественной жизни -

от науки, производства, политики. Культура общества находится в тесной

зависимости от того, что человек как сознательное существо думает о себе,

о своих желаниях и целях. Культура оказывается не просто производством

полезных для человека и, следовательно, для общества вещей, но и

реализацией человеком своего собственного предназначения в мире как он его

(это предназначение) понимает.

36. Происхождение сознания.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы

друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и

гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание -

производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с

частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а

чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо

сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и ,

следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат

и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ

наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое

свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и

различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что

составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,

ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни

что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в

ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,

усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

37. ПСИХИКА, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ

В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно

чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать

себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,

воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света,

“от того, что никогда не заходит”

Декарт за исходный пункт построения достоверного здания науки

принимает сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, однако

само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов

мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнение - достов.

факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в

качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая

достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т

интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности

знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел

организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление

есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо

сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и ,

следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат

и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ

наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое

свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и

различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты