Шпоры по философии

заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры,

рынка , театра.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б.

фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают

доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные

инстанции.

ЛОКК.. Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных

этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц,

кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач

чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники

эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником

знаний(Гоббс, Локк).

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др -

человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы

чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно

сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно

воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может

припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает

представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде

совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных

этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами

чувств познания.

Юм (1711---1776). Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм

структурирует опыт восприятия ощущений. Из чего состоит опыт? В нашем

сознании мы имеем восприятия, что за ними---неизвестно, восприятиями чего

являются наши восприятия? Мы не можем выскочить за наше восприятие. Могут

быть впечатления, а могут быть идеи (в этом Юм следует Локку: простые и

сложные идеи; простые---восприятие качеств). Бывает большая или меньшая

степень ясности у впечатлений; в прошлом и настоящем разная красочность. За

временной дистанцией идеи (бывшие свежие идеи). Оперирует внеидеями и

идеями. Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств,

происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за

впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые). Принцип

ассоциации---механизм комбинирования ассоциациями и идеями. Три механизма:

по смежности в пространстве (Эйфелева Башня и Париж), по сходству и

контрастности (портрет может напоминать живой объект; на этом принципе

работают жесты), ассоциации по времении. Мы не имеем права говорить о

субстанциях и причинности. Пример: играем в биллиард. Попадая мы говорим,

что хороший удар стал причиной попадания шара в лузу. Имеем

пространственную смежность, видим последовательность событий, движение

другого шара. Солнце всходит на Востоке, и мы верим, что и завтра оно

встанет так же, верим в однородность событий. Мы сделали это заключение на

основе принципа индукции, но это очень недостоверный способ получения

информации. Это психическая привычка. Юм полностью проблематизирует эту

сторону нашего опыта. Также он смотрел на субъект познания. На основе чего

мы знаем о своем сознании? Наше сознание также неуловимо как и материя. Это

тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек

переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует.

Где тот кто спрашивает: кто такой Я? Вы постоянно себя отодвигаете дальше.

Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть

вообще в целом обьяснить самому себе не дано. Впечатления о себе

нанизываются как на штангу и дают некое представление. Тупик познания и во

внутреннем мире и во внешнем. Физически невозможно узнать. Есть впечатления

и идеи. Беркли и Юм критиковали теорию общественного договора. Беркли

оворит о сакральности власти (вредна теория, где говорится что власть от

Бога). Юм стремился показать утопизм этой теории, он считал что власть это

результат насилия одной группы людей над другими. Юм отказывается признать

исходную данность религии. Произведение: "Естественная история религии".

Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм, политеизм,

монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежделюдей.

Человеческое сознание должно развиться, чтобы создать монотеистическую

идею.

9. Социальная Ф. Французского просвещения.

(Вольтер, Руссо, Гольбах)

Наиболее глуб след в распространении идей просвещения оставили Вольтер,

Руссо и французские матер-ты. В течение многих десятилетий Вольтер был

мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он

настаивал чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был

атеистом но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их

деянием. Они должны бороться с теми кто распространяет ложь, суеверие. Он

говорил “раздавите эту гадину”, имея в виду католическую церковь. Он

говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Ж.Ж. Руссо тоже просветитель но он полагал, что искусство и наука, как и

вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо

говорил что в прошлм существовал естественный человек, который отличался

своим умом.

Гоббс говорил, что человек добр, что он живет сердцем и это путь к богу.

Разумом бога не понять. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил что

он сердцем чувствует бога. Это позиция не разума, они не принимают док-тва

и рассуж-я, говорят что нет “за” и “против” бога, это вне разума, это

религия сердца. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила

цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо

прозвучал клич “Назад к первобытному обществу”. Вольтер заявил, что

прочитав Руссо ему захотелось встать на четвереньки и убежать в лес. Р. не

так прост как его представлял В, Р не требовал полного возврата к старому,

он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р заявляет “от

скольких бы бедствий спас разумный человек общество, выбросивший колья

частной собственности”.Р видел становление частной собственности как

закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он

говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы

земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Еще Ф

Бэккон употребил выражение по поводу частной собственности на землю:

“Крупная частная собственность на землю приносит огромый вред: если на

одном месте вывалить навоз – это вред, а если равномерно разбросать то

будет польза, так и земля – если перейдет в част собст одного латифундиста

будет только зло”. Стоял вопрос как сохранить мелкую частную собственность

на землю? Это сложн вопрос и Р это понимал, что будет перераспределение

земли в пользу крупных владельцев. Р развивает идею республики, он стои за

коммуны. Управляться коммуны должны воборными лицами. Каждый может принять

участие в выборах. По Р это возможно лищь для небольшого региона, где люди

могут знать выбираемого. Р предлагает создавать представительные органы

власти, которые должны выбирать центральную власть. Т.о. Р предлаг-т решить

проб-му гос устро-ва. Идеи Р были доступны и рев-ция проходила под его

лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р. Но Р возлагал

большое значение на западную Европу.Французские матер-ты XVIII в Дидро,

Гольбах, Гельвеций, Лометри. Они не оказали глубокого влияния на рев-цию,

но их работы имеют ценность в том, что они дали достат-е обоснов-е матер-ма

на тот период. Основа-ль Дидро, первый создатель энциклопедии. Он

притягивал к себе людей всех слоев общ-ва. Систем-ом матер-их идей был

Гольбах, кот-й послед-но изло-л принципы матер-ма. Г гов-л что сущ-ет

только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только

выдумка, религия играет отрицат-ю роль. Фран матер-ты были против-ми

религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели

на рели-ю как на встречу дурака с обманщиком. Говоря о при-де Фран мат-ты

поним-ли ее как матер-ое вещество и придер-сь атомистического мировозрения,

деля природу на макро и микро, полога что сущ-ет первовещ-во. Фран матер-ты

полагали что первовещ-во это сов-ть атом-в, корпускола, которая имеет сво-

ва и наука найдет их, что позволит найти подленное объяснение природы.

Макротела возникают и распадаются, а первотела вечны. Для Ф матер-в

движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение

– перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой

относителен. Сознание – функция мозга. Это положение против грубого

идеализма и геологизма, который признает всеобщую одушевленность природы.

Но решить проблему человека они не могли, откуда человек? Ф матер-ты

склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия

дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону

природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется

удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не

естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его

потребности, то он будет счастлив. Они различали 1) естественные права

(право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе

средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы

не равны, следовательно не может быть социального равенства, это и хорошо

так как соц-ое неравенство стимулирует людей тянуться за более

состоятельными, из неравенства следует что труд не одинаково эффективен,

есть глупые и умные и т.д. Богатство д.б. основано на труде (не война, не

обман и т п ). Богатые должны заботиться о бедных.

2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные

действия.

10. Критическая философия Канта.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором

университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но

также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты