отклонение от прямолинейного, движения.
Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У
человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе
Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это
не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по
всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области
теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат
ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно
существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом,
основной предпосылкой всякого познания является существование объективной
реальности и ее познаваемость с помощью чувств.
Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых
понятий он считал основой любых рассуждений.
Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны
с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и
существования религии он считал страх смерти и незнание естественных
законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой филоcoфии III-I в. до н.
э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе
сыграл положительную роль.
Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который
в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним
из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон.
Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с
человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а
физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает
Хрисипп. Он превращает стоическую философию в обширную систему. Стоики
характеризовали философию как "упражнение в мудрости". Орудием философии,
ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями,
образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни
этику, которая является центральной частью стоической философии.
В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип
(материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог),
который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип
(хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) -
активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно
охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам,
пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом
необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия
детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их
этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу
античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему
категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность),
количество, определенное качество и отношение, согласно определенному
качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.
Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа.
Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как
пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой
локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить
в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом
(гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум
является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого
познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.
Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель.
Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает
жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели,
прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит
неразумность, умеренности - распущенность, справедливости -
несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом,
между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.
Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис
духовной жизни греческого общества, который явился следствием
экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее
адекватно отражает "свое время". Это этика "сознательного отказа",
сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от
общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти
главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период
кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской
империи.
Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление -
скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи
устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона.
Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В элленистическую эпоху
складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими
установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности
дойти до истины. И этот отказ становится программой.
Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли
скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает
сомнению положения о действительности развития физиологической структуры
животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения
физиологии и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи
вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали акцент на субъективизм
познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать",
подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и
отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где
достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия
отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение
атараксии (спокойствия, невозмутимости).
Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику
сложности развития познания, его основной чертой были, однако,
безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.
6. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
Креационизм. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из ничего,
сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу. Божест всемог-
во продолжает поддерживать бытие мира. Поддерж-е бытия мира есть посто-е
творение его богом вновь. Если бы творческая сила бога прекратилась, мир бы
вернулся в небытие.
В отличие от античных богов, которые были родственны природе и нередко
отождествлялись с нею, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону
ее. Т о, в христианском мировоззрении активное творческое начало как бы
изымается из природы, из космоса и передается запредельной силе – Богу. Бог
трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все
атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен,
неизменен, источник всего существующего. Однако христианская Ф имеет
духовно-нравственную направленность, ориентирует человека на спасение его
души. Поэтому христианская онтология стриться на принципе, что бог это не
только высшее бытие, но и высшее благо, высшия истина, высшая красота.
Антропоцентризм. В контексте религиозного мировоззрения, это сово-ть
взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения бога.
Согласно христ учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами,
а отдельно, в специальный день. Христ философы подчеркивали особую роль
человека. Если все другие матер-ые системы – лишь просто творения, то
человек венец творения. Он является центром вселенной и конечной целью
творения. Более того он существо господствующее на земле.
Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой
“человек – образ и подобие бога”. Божественные качества человека – это
разум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравственным существом
человека и представителем бога в этом Бога в этом мире, продолжателем
божественных деяний. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать
суждения. Различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сделать
выбор в пользу добра или зла. Первые люди А и Е – сделали этот выбор не
удачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Отныне природа человека
оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие
грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека
двойственной. Это раздвоение человека Августин называл “болезнью души”,
неподчинение ее себе самой, т е высшему началу. Согласно христ
мировозрению, человек сам своими силами, не способен преодолеть своих
греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь,
действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является
центральной темой христианской антропологии.
Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христ концепции истории лежит
представление о постоянной и необходимой связи человека с богом. Человек
трактуется как бытие, сотворенное богом, спасенное Христом и
предназначенное к сверхестественной судьбе. Ист-й процесс при таком подходе
представляет раскрытие как бого-человеческого отношения,
характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным
грехопадением и отчуждением человека от бога, а с другой стороны
восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как
спасительная, испытательная, и назидательная. При таком подходе
исторический процесс получает как бы два измерения: горизонтальное и
вертикальное. Горизонтальное характеризует исторический процесс с т зр его
внутреннего развития: деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение
благосостояния и т д. Вертикальное – характеризует влияние на исторический
процесс действия Бога, его вмешательство в ход исторического развития.
Христианское мир-е в своей основе провиденциально. Мир развивается не сам
по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоз-ю, промысел Бога
распространяется на весь окружающий мир и придает всем природным и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30