а одно из ее свойств.
Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что
составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,
ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач
форму психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные
образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим
потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его
внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не
только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры
о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,
другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть
себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг
от друга.
Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она
носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.
Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в
опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного
вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно.,
ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи
и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление
мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция,
сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть
особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей
сущ и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.
Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме
от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат
субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны
возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер
объектами.
Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл
созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни
свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,
отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями
- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и
превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно
характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане
идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.
Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,
отнош сознания к мат миру.
Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что
иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей.
Такое преобр материального в идеальное производит мозг.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,
усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все
мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это
изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе
распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные
образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим
потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его
внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не
только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
38. Стpyктypa cознaния.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также
переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие
сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание
вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда
обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный
и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление
образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.
Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события
вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,
настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).
Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается
познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной
сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
интегральное сложно-структуированное целое.
39. Бессознательное как психический феномен.
Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций
и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б –
особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от
явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики
индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия
которого не осознаются.
Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как
низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных
представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял
Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.
В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую
характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи
могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из
сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических
свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии,
где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б
(гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от
сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту
линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной
силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду
могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники
психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б,
идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего
человечества.
Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности
и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно
нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность
сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют
произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефликсивная
оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к
ней субъекта проявляется в таких особенностях Б, как нечувствительность к
противоречиям и вневременной характер Б – прошлое, настоящее, будущее
сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости
последовательности. Б находят свое выражение в формах познания ребенком
действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях,
чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.
В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные
подсознат явления – усвоенные субъектом как членом той или иной соц группы
образцы типичного для данной общности поведения , влияние которых на его
деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется
(подражание). 2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и
смысловые установки личности. По Фрейду – это “динамическое вытесненное Б”
, охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с
социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные
комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь
личности и прявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках,
сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в межличностных
отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не
осознанное наделение человека собст свойствами) и т.д. 3) Не осознаваемые
операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они
возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт.
4)Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения
диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на
таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.
40. Экзистенциальность человека.
Экзистенция –одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ
бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро
человоеческого “Я”, благодаря к-му это последнее выступает не просто как
отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т е нечто
всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30