Шпоры по философии

а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что

составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,

ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач

форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного

вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно.,

ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи

и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление

мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция,

сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть

особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей

сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат

субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны

возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер

объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл

созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни

свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями

- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно

характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что

иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей.

Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,

усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это

изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе

распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

38. Стpyктypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также

переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие

сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание

вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда

обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный

и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление

образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты

сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.

Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события

вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая

сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,

настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).

Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается

познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной

сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное сложно-структуированное целое.

39. Бессознательное как психический феномен.

Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций

и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б –

особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от

явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики

индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия

которого не осознаются.

Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как

низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных

представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял

Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.

В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую

характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи

могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из

сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических

свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии,

где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б

(гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от

сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту

линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной

силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду

могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники

психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б,

идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего

человечества.

Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности

и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно

нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность

сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют

произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефликсивная

оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к

ней субъекта проявляется в таких особенностях Б, как нечувствительность к

противоречиям и вневременной характер Б – прошлое, настоящее, будущее

сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости

последовательности. Б находят свое выражение в формах познания ребенком

действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях,

чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные

подсознат явления – усвоенные субъектом как членом той или иной соц группы

образцы типичного для данной общности поведения , влияние которых на его

деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется

(подражание). 2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и

смысловые установки личности. По Фрейду – это “динамическое вытесненное Б”

, охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с

социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные

комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь

личности и прявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках,

сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в межличностных

отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не

осознанное наделение человека собст свойствами) и т.д. 3) Не осознаваемые

операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они

возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт.

4)Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения

диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на

таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

40. Экзистенциальность человека.

Экзистенция –одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ

бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро

человоеческого “Я”, благодаря к-му это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т е нечто

всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты