каждый новый тип системной организации объектов. вовлекаемый в
исследовательскую деятельность, требует трансформации идеалов и норм
научной дисциплины. Идеалы и нормы регулируют построение различных типов
теорий, осуществление, наблюдение и формирование эмпирических фактов.
Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют
идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания. в
системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные
эталонные формы , на которые ориентируется исследователь.
Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии
современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы -
образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные
системные характеристики изучаемой реальности. Обобщенная характеристика
предмета исследования вводится в картине реальности посредством
представлений 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются
построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой 2) о
типологии изучаемых объектов 3) об общих закономерностях их взаимодействия
4) о пространственно - временой структуре реальности. Все эти
представления могут быть описаны в системе онтологических принципов,
которые выступают как основание научных теорий соответствующей
дисциплины. Каждая из из конкретно- исторических форм картины исследуемой
реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные
этапы развития научных знаний. картина реальности обеспечивает
систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны
различные типы теорий научной дисциплины, а так же опытные факты, на
которые опирается и с которыми должны быть согласованны принципы картины
реальности. Связь картины мира с ситуациями реального опыта отчетливо
проявляется, когда наука начинает изучать объекты , для которых еще не
создано теорий и которые исследуются эмпирическими методами. кроме
непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним
опосредованные связи через основание теорий, которые образуют
теоритические схемы и сформулированные относительно них законы. Картину
мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели
исследуемой реальности. но эта модель отличается от моделей конкретных
теорий : 1) на одну и ту же картину мира может опираться множество
теорий 2) специальную картину мира можно отличить от теоретических схем .
анализируя образующие их абстракции Идельные объекты , образующие картину
мира , и абстрактные объекты , образующие в своих связях теоретическую
схему, имеют разный статус.
Третий блок основания науки - философский, осуществляется посредством
философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты
науки а также ее идеалы и нормы. В фундаментальных областях иследований
развитая наука имеет дело с объектами, ни в производстве ни в обыденном
опыте еще не освоенными, поэтому научные картины мира не только в период их
формирования но и в последующие периоды перестройки нуждаются в
своеобразной стыковке с господствующим мировозрением той или иной эпохи..
Такую стыковку обеспечивает философское основание науки., наука использует
в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. В
гетерогенности философских оснований выделяют две взаимосвязанные
подсистемы : отологическую, представленную сеткой категорий, которые
служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов, и во вторых -
эпистемологическую, выраженную категоральными схемами, которые
характеризуют позновательные процессы и их результат. Обе подсистемы
исторически развививаются в зависимости от типов объектов , которые
осваивает наука и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение
этих объектов.
66. Проблема, гипотеза и теория как формы развития научного знания.
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание
проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма
развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема
(задача), гипотеза, программа.
Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении
задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.
Проблемы бывают:
1. неразвитые – это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это
нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б)
задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача –
решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в
познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и
наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения к-ой не
видно.
2. Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же
содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся
развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени
конкретности указания на пути их решения. Т о развитая проблема – это
знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей
устранения этого незнания.
Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано);
(2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути
решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует.
Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1)
формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы – формирование
развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3)
решение (или установление неразрешимости) проблемы.
Гипотеза (греч – предположение). Начиная исследование человек выдвигает
предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале
исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования,
называются гипотезами. Гипотизой называют также процесс познания, к-рый
заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют
особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о
наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития
знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его
обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). В последнем
процессе выделяют две ступени:
1. Развитие предположения. 1 этап – выдвижение предположения, на основе
аналогии, неполной индукции и т д (напр по аналогии с солн системой была
создана планетарная модельатома), но это не гипотеза, а скорее догадка,
поскольку оно не обосновано. 2 этап – объяснение с помощью выдвинутого
предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить,
предсказать и т д. – тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были
открыты после выдвижения гипотезы. Кроме этих этапов для того чтобы
предположение приобрело статус гипотезы, необходимо обеспечить
уовлетворяемость следующим требованиям: (1) предположение не должно быть
самопротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям
науки. В последнем случае полезно подвергнуть сомнению фундаментальное
положение. (2) предположение должно быть принципиально проверяемым. (3)
предп-е не должно противоречить ранее установленным фактам, для
объяснения которых оно не предназначено. (4) предположение должно быть
приложимо к возможно более широкому кругу явлений, путем выбора наиболее
простой гипотезы (проста та в к-рой отсутствую факторы, к-рые гипотеза
должна объяснить, но не объясняет). Это требование не абсолютно. После
этого предположение можно считать обоснованным (не полностью), т е
гипотезой.
2. Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании
явлений и предметов доказываются или опровергаются путем обнаружения их
или установления их отсутствия. Наиболее распространенным способом
опровержения сложных гипотез, особенно гипотез, объясняющих связи м/у
явлениями, является опровержение посредством приведения к абсурду,
дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем (напр
образование озоновых дыр). При этом опровержении из гипотезы вывдятся
следствия к-рые сопоставляются с действительностью. Гипотезы могут
опровергаться путем доказательств аутверждения, являющегося отрицанием
гипотезы. Одним из способов доказательства гипотез является опровержение
всех возможных предположений кроме одного.
Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной
области действительности, представляющее собой систему понятий и
утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной
области.
Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В
связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и
относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все
же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители
другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной
действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория
лучше другой, если она является более удобным инструментом познания.
Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот
вид знания от гипотезы.
Т – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает
целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и
представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким
образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую
природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся
из них по логическим правилам. Например строгое построение геометрии
Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно
выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без
доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает
предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из
которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории
возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к
действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и
дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30