являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда
достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей
м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к
фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные
операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них
устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо
сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с
погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование
выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого
истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В
формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от
теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,
которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в
формировании новейших фактов, и т.п.
Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение – целенаправленное
восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы
получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых
объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание действительности – это
особая деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства
наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целенаправленный
характер, которая обусловлена наличием предварительных идей, гипотез,
которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое
закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых
средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или
искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание
подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное
описание осуществляется с применением языка математики и предполагает
проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно
рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает
также нахождение эмпирических зависимостей м/у результатами измерений. Лишь
с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В
основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким либо сходным
свойствам или сторонам ( рассказать самостоятельно). Наблюдение и сравнение
могут проводится как относительно самостоятельно, так и в тесной
взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в
эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого
процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление
наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что
позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.
72. Научно-эмпирические методы установления причинных связей м/д явлениями.
Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить причины
фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне
эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.
Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое
явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое
причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не
существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина
заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)
взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в
данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной
понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам
вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование
предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и
т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это
релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но
влияют на силу действия причин на событие.
Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;
2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях
обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является
всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует
следствию во времени.
Метод единственного сходства. Рассматриваются различные случаи, когда
наблюдается явление а. Во всех случаях явлению а предшествуют группы
обстоятельств, сходные только в отношении обстоятельства А. Отсюда делается
вывод о том, что обстоятельство А является причиной явления а. В социальном
познании метод единственного сходства дает выводы высокой степени
правдоподобия, если: (1) установлено, что обстоятельство А и явление а не
вызваны общей причиной или двумя различными причинами; (2) установлено, что
обстоятельство А предшествует явлению а; (3) учтены все обстоятельства,
предшествующие явлению (из тех которые могут быть его причиной); (4) если
велико число рассмотренных случаев. Этот метод может выступать в качестве
метода наблюдения.
Метод единственного различия. Рассматривается два случая. В первом случае
обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Во втором случае одно из
обстоятельств (а) отсутствует , явление а тоже отсутствует. Делается вывод
о том, что отсутствующее обстоятельство (А) является причиной явления а.
Этот метод может применяться в качестве эксперементального исследования. В
естествознании он дает более правдоподобное заключение чем первый. Однако в
социальном познании его следует применятьс большой осторожностью, поскольку
при исследовании социальных явлений не всегда можно выделить
обстоятельства, предшествующие явлению.
Соединенный метод сходства и различия. Если два и более случаев, когда
наступает явление (Х) сходна только в одном обстоятельстве (А), в то время
как 2 или более случаевэтого явления нет, и различаются они только тем, что
это обстоятельство (А) отсутствует, то (А) – причина. (в условиях АВС имеет
место Х, в усл АДЕ имеет место Х, в усл ВС отсутствует Х, в усл ДЕ отсутст
Х => вероятно фактор А – причина Х.
Метод сопутствующих изменений. Этот метод заключается в следующем. Пусть
обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Если изменение одного из
предшествующих обстоятельств (А) вызывает изменение явления а, то изменение
обстоятельства А является причиной изменения явления а. Используется когда
предшествующие явлению обстоятельства нельзя изолировать друг от друга, т е
когда нельзя применить метод единственного различия.
Метод остатков. Рассматривается сложное явление U. Оно распадается на ряд
простых а b c d. Из предшествующего опыта известно что явление а вызывается
обстоятельство А; для b и c аналогичными являются обстоятельства В и С; и в
тоже время известно что сложному явлению U предшествуют обстоятельства
АВСD. Делается заключение, что оставшееся из предшествующих обстоятельств
(D) является причиной причиной оставшегося из простых явлений, т.е.
причиной d.
73. Теоретический уровень знаний. Идеализация, мысленное моделирование,
аксиоматизация и формализация как методы построения теоретич. знания.
На уровне теоретического познания происходит выделение существенных
связей в общем виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие
ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз
заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и т.о.
раскрыть сущность объекта.
Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон.
Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта
и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон это
всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых
исследовательских процедур.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое
взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только
опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
В качестве основного средства теоретического исследования выступают
теоретически идеальные объекты. Их так же называют идеализированными
объектами. Это особые абстракции в которых заключён смысл теоретических
терминов. Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Их
примерами могут служить материальная точка, твёрдое тело.
В теоретическом исследовании применяются особые методы: идеализация
(метод идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированным
объектом, который как бы заменяет реальный эксперимент с реальным объектом;
методы построения теории; методы логического и исторического исследования.
В слое теоретического знания обнаруживаются такие взаимосвязанные
образования как теоретическая модель которая объясняет явления и закон
который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные
объекты и связи между ними. Например: если изучаются колебания реальных
маятников, то для того чтобы выяснить законы их движения вводится
представление об идеальном маятнике как материальной точке. Затем вводится
другой объект - система отсчёта ( идеальное представление физической
лаборатории снабженой часами и линейкой). И ещё один идеальный объект -
сила (абстракция взаимодействия тел).
74. Разработка методологии научного познания в позитивизме и
неопозитивизме.
Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от
метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.
Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником
этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех
последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека:
теологической, метафизической и позитианой. На первой, теолог-ой стадии все
явления объяснфбтся на основе религиозных представлений, вторая -
метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы
сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную
Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере
науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт
относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их
сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает
явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30