Шпоры по философии

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к

фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные

операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них

устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо

сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с

погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование

выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого

истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В

формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от

теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,

которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в

формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение – целенаправленное

восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы

получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых

объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание действительности – это

особая деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства

наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целенаправленный

характер, которая обусловлена наличием предварительных идей, гипотез,

которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое

закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых

средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или

искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание

подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное

описание осуществляется с применением языка математики и предполагает

проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно

рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает

также нахождение эмпирических зависимостей м/у результатами измерений. Лишь

с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В

основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким либо сходным

свойствам или сторонам ( рассказать самостоятельно). Наблюдение и сравнение

могут проводится как относительно самостоятельно, так и в тесной

взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в

эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого

процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление

наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что

позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.

72. Научно-эмпирические методы установления причинных связей м/д явлениями.

Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить причины

фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне

эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.

Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое

явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое

причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не

существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина

заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)

взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в

данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной

понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам

вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование

предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и

т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это

релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но

влияют на силу действия причин на событие.

Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;

2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях

обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является

всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует

следствию во времени.

Метод единственного сходства. Рассматриваются различные случаи, когда

наблюдается явление а. Во всех случаях явлению а предшествуют группы

обстоятельств, сходные только в отношении обстоятельства А. Отсюда делается

вывод о том, что обстоятельство А является причиной явления а. В социальном

познании метод единственного сходства дает выводы высокой степени

правдоподобия, если: (1) установлено, что обстоятельство А и явление а не

вызваны общей причиной или двумя различными причинами; (2) установлено, что

обстоятельство А предшествует явлению а; (3) учтены все обстоятельства,

предшествующие явлению (из тех которые могут быть его причиной); (4) если

велико число рассмотренных случаев. Этот метод может выступать в качестве

метода наблюдения.

Метод единственного различия. Рассматривается два случая. В первом случае

обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Во втором случае одно из

обстоятельств (а) отсутствует , явление а тоже отсутствует. Делается вывод

о том, что отсутствующее обстоятельство (А) является причиной явления а.

Этот метод может применяться в качестве эксперементального исследования. В

естествознании он дает более правдоподобное заключение чем первый. Однако в

социальном познании его следует применятьс большой осторожностью, поскольку

при исследовании социальных явлений не всегда можно выделить

обстоятельства, предшествующие явлению.

Соединенный метод сходства и различия. Если два и более случаев, когда

наступает явление (Х) сходна только в одном обстоятельстве (А), в то время

как 2 или более случаевэтого явления нет, и различаются они только тем, что

это обстоятельство (А) отсутствует, то (А) – причина. (в условиях АВС имеет

место Х, в усл АДЕ имеет место Х, в усл ВС отсутствует Х, в усл ДЕ отсутст

Х => вероятно фактор А – причина Х.

Метод сопутствующих изменений. Этот метод заключается в следующем. Пусть

обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Если изменение одного из

предшествующих обстоятельств (А) вызывает изменение явления а, то изменение

обстоятельства А является причиной изменения явления а. Используется когда

предшествующие явлению обстоятельства нельзя изолировать друг от друга, т е

когда нельзя применить метод единственного различия.

Метод остатков. Рассматривается сложное явление U. Оно распадается на ряд

простых а b c d. Из предшествующего опыта известно что явление а вызывается

обстоятельство А; для b и c аналогичными являются обстоятельства В и С; и в

тоже время известно что сложному явлению U предшествуют обстоятельства

АВСD. Делается заключение, что оставшееся из предшествующих обстоятельств

(D) является причиной причиной оставшегося из простых явлений, т.е.

причиной d.

73. Теоретический уровень знаний. Идеализация, мысленное моделирование,

аксиоматизация и формализация как методы построения теоретич. знания.

На уровне теоретического познания происходит выделение существенных

связей в общем виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие

ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз

заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и т.о.

раскрыть сущность объекта.

Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта

и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон это

всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых

исследовательских процедур.

В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое

взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только

опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

В качестве основного средства теоретического исследования выступают

теоретически идеальные объекты. Их так же называют идеализированными

объектами. Это особые абстракции в которых заключён смысл теоретических

терминов. Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Их

примерами могут служить материальная точка, твёрдое тело.

В теоретическом исследовании применяются особые методы: идеализация

(метод идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированным

объектом, который как бы заменяет реальный эксперимент с реальным объектом;

методы построения теории; методы логического и исторического исследования.

В слое теоретического знания обнаруживаются такие взаимосвязанные

образования как теоретическая модель которая объясняет явления и закон

который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные

объекты и связи между ними. Например: если изучаются колебания реальных

маятников, то для того чтобы выяснить законы их движения вводится

представление об идеальном маятнике как материальной точке. Затем вводится

другой объект - система отсчёта ( идеальное представление физической

лаборатории снабженой часами и линейкой). И ещё один идеальный объект -

сила (абстракция взаимодействия тел).

74. Разработка методологии научного познания в позитивизме и

неопозитивизме.

Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от

метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником

этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех

последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека:

теологической, метафизической и позитианой. На первой, теолог-ой стадии все

явления объяснфбтся на основе религиозных представлений, вторая -

метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы

сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере

науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт

относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их

сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает

явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты