включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе
(производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные
отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом
соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных
сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства.
П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим
в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет
потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления
и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением
через распределение, которое зависит от характера существующих
производственных отношений. В классово антагонистических обществах
владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а
трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым.
Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ
существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме
своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей.
Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного
человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде
всего процесс развития общественного производства. Общественное
производство основа любого общества. Само общество и возникло только как
объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для
совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае
представляет собой процесс развития общественного производства который в
современное время можно назвать прогрессом.
9.1 “Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер
Ф. ж. - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся
в Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20
вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии,
психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической
картины мира и была попыткой ограниченность механистического материализма
идеалистическими методами. Появление Ф. ж. в некотором смысле знаменовало
переход к иррационализму и нигилизму. В центре ее лежит понятие жизни как
абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и
сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с
помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна
переживанию. В 20-30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве
Шпенглера и Э.Шпрангера, а также в работах Л.Клагеса и А.Боймлера,
послуживших опорой идеологии фашизма. Некоторые идеи Ф. ж. послужили
истоками экзистенциализма. Фридрих Ницше (1844-1900) - представитель
волюнтаризма (лат. Voluntas - воля; направление идеалистической философии,
признающее волю как основу всего сущего. Следует различать два вида В. -
как форму объективного и субъективного идеализма, типичным представителям
первой - А.Шопенгауэру и Э.Гартману - свойственен фаталистический тотальный
пессимизм, второй - Штирнеру и Ницше - агрессивное воление) и один из
основоположников современного иррационализма (философское учение,
настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и
признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.).
Вместо классических понятий “материя” и “дух” ставит “жизнь” как “волю к
власти”. С этой позиции познание выступает как “орудие власти”. В законах
науки он видит только “полезные фикции”, в истине - полезное заблуждение
(прагматизм-приложение волюнтаризма к логике и гносеологии). Этот
гносеологический релятивизм сопровождается в этике противопоставлением
расхожей “морали рабов” “морали господ”, связанной с идеей “сверхчеловека”.
Анри Бергсон (1859-1941) - представитель версии интуитивизма. В учении
использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра. Центральное
понятие идеализма Б.- “чистая”, нематериальная “длительность”, отличаемая
от “времени” как искаженном интеллектом представлении о “длительности” -
первооснове всего сущего. Материя, время, движение - лишь частные формы
проявления длительности в рассудочных схемах науки. Познание длительности
доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное
“постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим
действительность”. Во взглядах на общество оправдывал классовое господство,
считая его “естественным” состоянием, а войну - законом природы. Редиска.
Освальд Шпенглер (1880-1936) - теоретик культуры, историк, публицист.
Основное сочинение Ш., излагающее его философию истории,-”Закат Европы”.
Говорит, что Бисмарк это “о-го- го”, а война -”вечная форма высшего
человеческого бытия”. Отрицает понятие прогресса, противопоставляя ему
исторический фатализм, отвергает, негодяй, закономерное единство всемирно-
исторического развития. История распадается на ряд независимых, уникальных,
циклических “культур “ - особых сверхорганизмов, переживающих периоды
возникновения, расцвета и умирания. Задача философии - постижение
“морфологической структуры” каждой такой “мультуры”, в основе которой “душа
культуры”. Философия жизни утверждает, что познание основанное на логике
человеческого разума спекулятивно, поскольку оперирует с логическими
идеальными конструкциями не существующими в реальном мире. Этот взгляд, по
видимому, основывался на том факте, что технический рывок конца прошлого
века не дал человечеству ожидаемого от него счастья и достатка. Отсюда
неверие в силу разума и поиск новых форм. Философия жизни должна утверждать
самоценность жизни но поскольку она философия она ищет общие основы этой
жизни в частности волю и т.д. Неудивительно поэтому, что законы
биологической природы, в частности отношения хищник-жертва, были перенесены
на жизнь человеческого общества.
9.2 Категория диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени
развития познания.
Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений,
находящихся в самых разнообразных связях друг с другом. Любые предметы и
события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в
единое целое. Понятие связи есть общее выражение зависимости между
явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития.
Типы связей определяются с точки зрения организованности материи.
Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является
специфическая и универсальная категория диалектики - категория развития.
Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное
изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению
нового качества. Необратимость движения означает, что в процессе развития в
отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат
к уже пройденным состояниям, а определенная направленность, - что в
процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения,
определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его
внутренними противоречиями. Закономерное изменение означает, что в основе
развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве
возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из сути его
события, которые носят необходимый характер. Все три отмеченные признака
развития необходимо концентрируют внимание на четвертом моменте - на
появлении нового качества. Принцип целостности мира определяет
взаимосвязанность мира т.е. наличие связей между бесконечным количеством
частей и частичек составляющих этот мир. Взаимодействие частей через связи
обуславливает развитие мира. Диалектика претендует на описание законов по
которым происходит взаимодействие по связям и таким образом она претендует
на знание законов развития.
9.3 Способ производства как материальная основа целостности общества,
его конкретно-исторической определенности.
С. п. - понятие, характеризующее конкретный вид производства
необходимых для жизни средств, осуществляемого в формах исторически
определен- ных общественных отношений. История общественного развития - это
прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение
всех других структурных элементов общества. С. п. является единством двух
неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных
отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей
стороны - производительных сил, которые на определенном уровне вступают в
противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих
пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие
становится экономической основой социальной революции, которая приводит к
закономерному изменению производственных отношений. Замена же
производственных отношений, то есть старого экономического базиса новым,
приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к
изменению всего общества. Таким образом смена С. п. происходит не по
произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных
отношений характеру и уровню производительных сил. Эта смена придает
развитию всего общества характер естественно - исторического процесса смены
общественно-исторических формаций. Способ производства целиком определяет
вид общества. Способы производства были неодинаковы на протяжении истории
развития человечества. Каждой эпохе соответствует свой С.п. Способ
производства устанавливает экономические, производственные отношения в
обществе а через них определяет и все другие: юридические, моральные,
культурные. Поэтому С.п. служит материальной основой целостности общества.
Духовной основой целостности общества служит культура. Как говорил Маркс,
чтобы философствовать чело- век должен быть обут, одет иметь крышу над
головой. Если С.п. терпит кризис то терпит кризис и общество. Пример:
Революции в России, Франции, Англии.
10.2 Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип
структурности.
Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие
объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее
пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в
другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41