Шпаргалка по философии

соответствовать своя форма движения;

2. между формами существует генетическая связь, т.е. форма движения

возникает на базе низших форм;

3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим

формам.

Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое,

химическое, биологическое и социальное.

3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества.

Под движением материи следует понимать не только механическое

перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также

изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями.

Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем

организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой

законности и носителем.

03.3. Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность” в

философии. Личность и ее социальные роли в обществе.

Индивид (individuum - неделимый): 1). Единичный, отдельный объект,

выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 2). Единичный

представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к

его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся

ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной

личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная

форма общественной жизни человека.

Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть

только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную

самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего

существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его

особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется

социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит

индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в

самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в

рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных

особенностей в развитии индивидуальности опосредствована социальными

факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных

свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе

диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических, особенных и

единичных.

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,

формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и

общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее

биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются

не ее природные качества, а качества социально значимые - взгляды,

способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Социальные качества

личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим

людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени

судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах.

Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств

личности, но и формирующего воздействия на них.

04.1. Милетская школа о “первоосновах бытия”.

Спецификой греческой философии является стремление понять сущность

природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов -

Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей т.н. милетской школы (6

век до н.э.) называли физиками (physis - природа). Направленность их

интересов определялась в первую очередь характером греческой мифологии,

которая была религией природы и одним из важнейших вопросов в которой был

вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было

существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а

философия спрашивала, из чего оно произошло.

У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Анаксимандра - апейрон

(“беспредельное”). Само же первоначало представляло не просто вещество, как

его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает

живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или

воздух - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное,

символическое значение.

У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах

всего сущего. На место мифологического порождения у философов становится

причина.

4.2. Философская антропология, феномен человека.

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек -

продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической

проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от

высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Всякое

животное рождается на свет, уже будучи наделенным богатым набором

инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным

условиям обитания, но именно поэтому ограничивают индивидуальные вариации

поведения. Многообразные различия, которые мы видим среди представителей

рода Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности

поведения, неизвестной животному миру. Не означает ли это, что к

человеческим поступкам вообще нельзя прилагать понятие "заданной

программы"? Отнюдь нет, роль своеобразной программы, определяющей поведение

людей, выполняют язык, показ и пример. Место "генетических инструкций"

занимают нормы, место наследственности в строгом смысле слова -

преемственность. Наличие культуры отличает человеческое общество от любого

объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как

общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. "Людей, - писали

основоположники марксизма, - можно отличать от животных по сознанию, по

религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от

животных, как только начинают производить необходимые им жизненные

средства". Производство - не просто отличительный, но основополагающий

признак Homo sapiens.

Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким

мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать

длительный период становления человека (антропогенеза) и становления

общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они

представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей

природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет.

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому

принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, "сначала" возник

труд, "потом" - общество, а "еще позднее" - язык, мышление и сознание.

Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве

центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического

фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь,

и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь

в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с

такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность,

мифология, ритуальная практика и т. д.

С момента "неолитической революции" человек обладает уже всеми

основными характеристиками, которые фиксировал К. Маркс, говоря о "

"природе людей" как общественно-исторических существ. В какой бы район

земного шара мы не попали бы, мы встретим там человеческих существ, о

которых правомерно утверждать по крайней мере следующее:

* они умеют изготовлять орудия труда при помощи орудий и использовать

их как средство производства материальных благ;

* -они знают простейшие нравственные запреты и безусловную

противоположность добра и зла;

* они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными

навыками, развившимися исторически;

* они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

* признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть

общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных

отношений;

* их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а

социально-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у

которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание

ответственности.

Однако с вопросом появления человека еще далеко не все ясно. Прежде

всего непонятно откуда взялась сама потребность в труде. Почему, прожив

обезьяной миллионы лет, человек вдруг ощутил потребность трудиться.

Феномен человека в том, что он единственное существо обладающее

сознанием. Человек единственное известное существо способное мыслить

абстрактно в то время как даже у высших животных предметное,

непосредственное мышление.

Используя разум человек самоорганизовался в общество и еще сильнее

выделился из природы биологической, животной.

4.3. Многомерность человеческого бытия. Диалектика как концепция

общественного процесса.

Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется

законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем

законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют

на бытие человека. Можно сказать, что особенность человеческого

существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой

природы, "нежесткой" и неуниверсальной детерминации бытия человека со

стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как

способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные

потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями

природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей,

собственной волей индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие

действия человека, которые могли бы определятся (и иногда определяются)

своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются

другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это

проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. Существование

человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его

состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех относительно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты