Шпаргалка по философии

7.1. Основные черты философии Аристотеля.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии,

но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле

наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук

(этика, эстетика, логика и т.д.) имеет свое начало в его произведениях.

Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить

достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле

большинству последующих философских систем. Содержательность и

разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю.

Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима)

ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные)

состояния сущего. Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку

существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя

отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью

конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории

являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они

представляют определенную промежуточную ступень между первой материей,

которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который

чувственно воспринимаем. Конкретные, существующие (чувственно

воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных

комбинаций этих элементов. В отличии от первой материи они (как конкретное

бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть

соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из

потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов)

действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом,

представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей

как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую

сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с

конкретной вещью как таковой. Первичная сущность, согласно Аристотелю,

выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторые

(вторичные) сущности определенным образом производны от первичных. Они не

постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей

степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель

считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат

для их определения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание

движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение,

уменьшение, перемену и изменение места"). Подчеркивается, что "движения

помимо вещей не существует", движение "всегда было и во всякое время

будет". Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим

вещам и является самодвижением, а, с другой стороны, возможно объяснение

источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (бога).

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Он приводит четыре

главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и

месту. Существование движения он связывает с наличием противоположностей.

Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом:

реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает,

собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение

становится практически универсальным свойством сущего. Процесс

осуществления, т.е. переход возможности в действительность, тесно связан со

взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией

материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как

реальности).

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные

элементы идеализма и метафизичности, его убеждение в реальности внешнего

мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных,

как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем

противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического

понимания действительности.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно

абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный

памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Уже одним тем, что

он отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе

образования общих понятий, Аристотель полемизирует с Платоном, который в

этом вопросе занимал противоположную позицию.

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные

проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного

познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки.

Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона

исключенного третьего.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как

общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью

человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а

общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации

семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в

политическом сообществе людей, которые соединились для достижения

определенного блага. Основными задачами государства он считает

предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста

политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение

он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он

считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру

счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу

уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику,

проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного

гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической

деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью

и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует

действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает

удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В

отличие от Платона он придает искусству большое значение. Это видно уже из

того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням

человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве

Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином

значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным

уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения

(изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в

изображении действительности, чем, например, история.

7.2. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии

Диалектика является ядром Ф и выполняет методологическую роль.

Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как

системы: принципы, законы и категории. ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и

взаимодействия, развития. ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности,

количественно качественного перехода, отрицания отрицаний. КАТЕГОРИИ

(парные): не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание,

необходимость - случайность, сущность - явление, возможность -

действительность. Если показать методологическую роль и значение каждого

принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Ф - методология,

всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и

категории ПРИНЦИП - мировоззренческий и методологический регулятор теории.

Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. ВСЕОБЩАЯ

СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из

форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что

возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не

изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального

взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять

материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и

развитие как саморазвитие. СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно

следственные, структурные, функциональные, непосредственные,

опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные,

возможные и действительные. Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй

основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться

не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления

находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие

возникают. ПРОЦЕССЫ: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного

состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от

простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип

развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое

ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В

антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность

движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования

материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение

вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их

внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность

относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что

проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство

изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс

восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость

(невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление

(отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи

старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии

материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты