развивается само. (Идея самоуважения).
3) Жизнь возникла в результате общественного договора. Естественно
состояние - эпоха войны со всеми, поэтому люди должны были жить на
основе договора.
Монархия - высшая форма государственности.
Учение о государстве:
а) государство необходимо человеку для реализации своих
потребностей. Нужда научила людей различным ремеслам и наукам;
б) Развитие общества осуществляется без вмешательства бога и
носит естественный характер.
4) Гоббс признает перемены, катаклизмы, вызванные неправильным
управлением обществом. Изменения возникают под влиянием
человеческих потребностей.
Локк: Локк, исходя из основных положений сенсуализма предприняв
попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого
сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от
опыта. По Локку, первичные факторы - это тело, материя и т. д., а вторичные
факторы - цвет, вкус, запах, характеристики воспринимающегося субъекта.
Свобода - неотъемлемая характеристика общества.
1) Право на жизнь;
2) право на собственность;
3) право на свободу.
Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни
теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все
человеческие знания проистекает из опыта - внешнего (ощущение) и
внутреннего (рефлекса). В основе знания лежат простые идеи , направляемые
возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которой эти
идеи сходны (фигура, плотность), или вторичными, с которыми идеи ясные и
смутные, реальные и фантастические.
Идеи Локка положили начало ассоциативной психологии - направление в
психологии, в которых понятие ассоциации ( связи, образующейся при
определенных условиях между двумя или более психическими образованиями -
ощущениями, двигающими актами, восприятиями и т. д.) выступало как главный
объяснительный принцип всей психической жизни. Локк предположил здесь, что
поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по
законам механики, то и связи идеи возникают по этим же законам.
16.2 Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика
направленности и основных фаз развития.
1. Понятие отрицания - в логике отклонения, непризнания какого -
нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отклонении отрицание
является утверждением несуществования. В отрицательном осуждении отрицание
может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта
“предиката; в языке отрицание выражается через слово (не(. Мы можем какое-
нибудь положение признать правильным или неправильным, но было бы
неразумным стремиться делать это одновременно ( закон противоречия и закон
исключенного третьего). С отрицанием не связано ни одно положительное
утверждение. Высказывание “этот цветок не благоухает” имеет значение даже
тогда, когда цветок вообще не имеет запаха.
2.Отрицание отрицания (о.о.) - один из основных законов диалектики.
Впервые был сформулирован на идеалистической основе Гегелем. Этот закон он
применил лишь к развитию мышления (знания) и к тому же превратил в способ
построения всей своей системы “искусственно подчинив ему процесс
объективного развития. В марксистской философии содержание закона о.о.
раскрывается прежде всего через понятие диалектического отрицания,
присущего развитию природы, общества и человеческого мышления.
Диалектическое отрицание - такое преобразование явления, которое хотя и
ликвидирует его как таковое одновременно открывает простор для дальнейшего
развития. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием
предыдущей, сама отрицается последующей. Таким образом и возникает двойное
отрицание - о.о. Поскольку развитие обусловлено внутренней
противоречивостью явлений (единством и борьбой противоположностей ), то
отрицание выступает как превращение их в свою противоположность. О.о.,
включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым
свойством, оно равносильно утверждению. В результате о.о. происходит как бы
возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяется некоторые
стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона о.о. раскрывается
в известных примерах Энгельса: зерно, так таковое, прекращает свое
существование, отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев
тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и
повторяющему во многом исходное; история общества начинается в условиях
общественной собственности, которая затем отрицается с возникновением
частной собственности, которая затем в ходе социальной революции - опять мы
имеем исходный пункт развития, но, конечно, в существенно измененном виде.
Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений
и заменой их новыми, предлагает сохранение положительного содержания
отвергаемого знания, включенного его в той или иной форме состав новой
теории. Так, теория относительности Эйнштейна, раскрывшая законы движения
тел со скоростями, близкими к скорости света, отрицает классическую
механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай (
из уравнения теории относительности, пользуясь определенными правилами,
можно получить уравнения классической механики).
Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит
таким образом, что противоположные положения в конце концов синтезируются.
Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная
концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц)
сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно-волновой
природы микрочастиц.
Характеризует направление развития процесс преодоления.
16.3 Будущее человечества: прогнозы и перспективы.
Человечество - 1) совокупность людей, живущих на Земле;
2) историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования
общности экономических и др. связей между различными странами, народами
мира. В этом смысле термин “Ч.” употребляется в последнее время в связи с
анализом и поисками решения глобальных проблем современности, прежде всего
- проблемы мира и разоружения, выживания Ч. перед лицом угрозы
термоядерного уничтожения. Единственно разумный выход - мирное
сосуществование государств с различным общественным строем, добрососедство
и сотрудничество, широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями
культуры на пользу всех народов.
Природные катаклизмы.
Проблема войны и мира. Зло совершенствуется и при определенных
условиях оказывается, по выражению А.Тойнби, Молохом, пожирающим все
большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и
интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья.
Проблема загрязнения и истощения запасов планеты.
Проблема физического и нравственного здоровья человека.
17.1 Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли.
Беркли - английский философ, представитель субъективного реализма.
Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм и
дать обоснование религии. Выступая с критикой понятия материи как
вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве
как вместилище всех природных тел и учение Локка о происхождении понятий
материи и пространства.
Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто мы
можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею
общего для них вещественного субстрата. Однако это, по Беркли невозможно: у
нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше
восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной
суммы отдельных ощущений или, по Беркли “идей”. В противоположность Локку
Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещей, но не общую
идею материи, в каковой вообще не нуждается ни наука, ни философия, ибо
идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может
дать чувственное восприятие.
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому
чувственность является главной формой достоверного знания.
Беркли выступил против различения первичных и вторичных качеств Локка:
все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к
способности быть воспринимаемым. Признав ошибочной идею разделения
первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею
материи “как субстрата, всех объективных качеств тел. Отвергнув бытие
материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он
делил на “идеи” и “души”. “ Идеи ” - воспринимаемые нами субъект. Качества
- пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии
совершенно не зависит от нас. Напротив, “души” деятельны, активны, могут
быть причиной .. Все “идеи” существуют, но Беркли только в душе . “Идеи” не
могут быть копиями или подобиями внешних вещей: “идея” может быть сходна
только с “идеей”.
Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь,
которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими
субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы
существовать как сумма “идей” в уме бога - субъекта, который вечно
существует и “вкладывает” в сознание отдельных субъектов содержание их
ощущений. Философия Беркли, как показал Ленин в “Материализме и
эмпириокритицизме”, явилась прообразом и одним из источников субъективно-
идеалистических течений в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в.
17.2 Диалектика как метод мышления. Основные требования
диалектического метода.
Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором
различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии
противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
Законы диалектики:
1. единства и борьбы противоположностей
Тождество - это такой вид отношений вещи к самой себе самой и к другим
вещам, который характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого
отношения.
Различие - это такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41