Шпаргалка по философии

счете определяется и обусловлено О.Б. Диалектико-материалистическое решение

вопроса в отношении О.Б. и О.С. и их природы имеет большое методологическое

значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы

общественной жизни.

( Методологическая роль О.Б. в том чтобы научить человека жить здесь и

сейчас.

Методологическая роль О.С. в том чтобы рассказать человеку о том как

жить завтра.

Поэтому О.Б. базис для О.С. Они так же взаимосвязаны как прошлое и

будущее.

1 Учение Бэкона о методе и основные черты индуктивного метода.

Как и большинство мыслителей своей эпохи, родоначальник эмпиризма

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), считая задачей философии создание нового метода

научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали

в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому

роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом

находит свое оправдание. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как

пути к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы.

Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных

явлений ради использования этих явлений для блага людей. Разрабатывая свой

метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и

препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он

называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов:

1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за

несовершенства человеческого разума. Голова - как кривое зеркало. Человек

судит по своей природе, что и приводит к ошибкам. Человеку свойственно

искать факты, совпадающие с его мнением, и отбрасывать отрицательные

инстанции. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания

чувств с реальными объектами.

2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Каждый человек

имеет свою нишу (пещеру) интеллектуального развития. Человек проецирует

свой духовный уровень на других. Решение: самокритичная оценка своих

способностей.

3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка

науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая

оценка соответствия терминов определяемых ими вещей.

4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких

выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. В средние

века и в античности используется главным образом дедуктивный метод (мысль

движется от аксиом к частным выводам). По Бэкону же всякое познание и

изобретение должно опираться на опыт, т. е. должны двигаться от изучения

единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить

два случая индукции: полная (когда перечисляются все предметы данного

класса и обнаруживается присущее им свойство) и неполная индукция (когда

на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод

относительно всего класса явлений). В науке главным образом приходится

прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе, носит

лишь вероятностный характер и не обладает строгой необходимостью. Пытаясь

сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон

считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный

вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод

Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Причем, Бэкон

считает, что базис научного знания составляют те положения, которые

возникли на основании обобщения опытных фактов и доказаны

экспериментально. Это вовсе не означает, что он отрицает теорию и

дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:

1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.

2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.

И без ее применения они не могут дать истины. Выделение отрицательных

субстанций (т.е. поиск фактов опровергающих определенный вывод) требует

усложнение опыта. Ставится новый опыт с новыми условиями, что невозможно

без наличия теории. Таким образом основным принципом метода Бэкона является

единство теории и практики. Можно выделить основное отличие философии

Бэкона от античной философии. В античной философии происходит

идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но

придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о

единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания

может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть

получено знание об общем.

2 Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и борьба

противоположностей как выражение внутреннего механизма развития.

Тождество - полное совпадение предмета. Различие - количественная мера

несовпадения. Если различие стремится к максимуму то предмет стремится к

противоположности, если к минимуму то к тождеству. Противоречие - единство

и различие противоположностей. Содержание основных законов диалектики

раскрывается посредством категорий (формы мышления). Сами категории можно

характеризовать с т. з. формально-логической ( Аристотель ) и с т.з.

диалектики ( Гегель ). Предметы различаются, если они не тождественны. Для

различия характерна количественная мера. Чем различие, тем тождество.

Противоречие - отношение противоположностей. Оно включает как момент

единства, равенства в противоположном, так и их взаимоисключение ( такое

отношение как борьба ). Единство - тождество, целостность. Борьба -

различие, нарушения целостности, переходы от одного типа целостности к

другому. Системы с диалектическими противоречиями принципиально неустойчивы

- следовательно происходит процесс всеобщего непрерывного изменения.

Бесконечный мир состоит из конечных вещей, следовательно характеристика

применима к любой конкретной вещи. Процесс изменения рассматривается по

отношению к элементам. Если процесс вырвать из развития, то получится

статика, которую можно рассматривать без диалектики. Диалектика начинается

там, где в одной противоположности можно вычленить другую ( например

чувственное и рациональное познание). Противоречие не берутся в застывшем

виде. Они сами развиваются. Зарождение, развитие противоречий - стремление

одной противоположности исключить другую. Формируются отношения конфликта.

Разрешение противоречий - разрушение системы ( появляется новая система ).

У Гегеля развитие происходит за счет примирения противоположностей. Идея

компромисса оказывается доминирующей в последнее время.. Однако

противоположности не примиряются. Конфликт разрешается посредством борьбы.

Характер и формы, способы разрешения противоречий различны. Глобальные

противоречия разрешаются за счет революций. Методы и способы разрешения

противоречий обязательно должны включать в себя насилие. Диалектика

говорит, что противоречия непримиримы. Их тождество может иметь место, но

только на начальном этапе. Принцип соответствия. Антагонистические

противоречия - социальные. Отношение социальных групп, которые не могут

совпасть. В их основе лежит отношение собственности. Формально-логические и

диалектические противоречия. Аристотель - нельзя об одном и том же в одно и

то же время, в одном и том же отношении утверждать противоположное. А есть

А. Когда исследуют вещь как данную, строго фиксируют структурно-

функциональные отношения. Вещь является только сама собой. Гегель - для

диалектики - А есть не А. При нарушении законов формальной логики не можем

использовать и диалектическую. Необходимое условие - логическое мышление.

14.3 Научно - техническая революция, ее сущность и современный этап

развития.

Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся

в послевоенном мире великой революцией в науке и технике (НТР). Если первая

великая революция в производительных силах была связана с возникновением

производящей экономики, вторая - с переходом от ручного труда к машинному,

то научно-техническая революция знаменует собой переход от машинного

производства к автоматизированному и. следовательно, приводит к коренному

изменению места человека в производстве. В отличие от производства

машинного, создаваемое НТР автоматизированное производство является

четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляется управляющее

устройство. Развитие автоматизированного производства связано с

совершенствованием электронно-вычислительных машин, с появлением

робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет

человека из непосредственного процесса материального производства и меняет

его производственные функции. Человек становится с производством

как его контролер и регулировщик. Использование новых технологий и

материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация

производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое

совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация

производства создают качественно новые производительные силы, способные

принципиально изменить, весь образ жизни людей на основе огромного роста

производительности общественного труда, экономии времени и. следовательно,

увеличения свободного времени в обществе, развития творческой деятельности

людей. Все это позволяет с полным основанием сказать, что научно-

техническая революция процесс социальный, затрагивающий все стороны

общественной жизни, а не только область науки и техники. Но, конечно,

научно-технические достижения являются исходными, ибо именно они определяют

новые возможности для человеческой деятельности, мощь используемых средств.

Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях - в

неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может

быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных

условий ее развития. контроля общества над использованием ее достижений.

Современное общество заинтересовано в соединении достижений НТР с

гуманистическими целями, ибо “онаучивание” производства и вызываемая им

революция в средствах труда создает материально-технические предпосылки для

реализации масштабных социальных программ, воплощения идеалов всестороннего

и гармоничного развития человека, а реальное осуществление этого зависит от

социальной ориентации НТР.

15.1 Основные черты философии Р. Декарта. Проблема метода познания в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты