описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э.
мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит).
Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых
частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало
противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием
таковых вследствие неисчерпаемости материи.
Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма
организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между
ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый
атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный
объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей,
способностью к переходам из одних состояний в другие.
В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в
теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более
устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной.
Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают
ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы.
Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого.
При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются
отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и
неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают
изменения свойств самих элементов.
Функция (лат. Functio - исполнение, совершение) - внешнее проявление
свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции
органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и
т.д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф.
объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей,
но и их существование (махизм, бихевиоризм).
Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) -
совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и
образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был
сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С.
характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее
элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с
которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует
строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают
определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается
результатом взаимодействия всех ее уровней.
Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо
рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с
максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то
практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы.
Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены
все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять
на него. Пример: Экология Земли.
10.3 Общественные отношения и их классификация.
О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их
совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и
идеологические. Производство материальных благ составляет основу
существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о.
важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех
остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.
Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,
образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную
систему; эта система и образует собою то, что называют производственными
отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть
форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения
и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их
производственной специализацией, и отношения сотрудничества и соподчинения
- управленческие отношения. Охарактеризовав в целом систему
производственных отношений, выделим основные ее элементы. Главным из них
являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к
средствам производства.
Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно
возникают политические отношения, складываются и функционируют политические
организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого
рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в
различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной
общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего
развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и
общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение
коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно
защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле
политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики.
В системе политической организации общества особо важное место принадлежит
государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил.
Государство - это организация политической власти экономически
господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная
связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей,
совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются
государством с целью сохранения существующих в данном обществе
экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля
господствующего класса, возведенная в закон.
11.1 Философия Ф.Аквинского.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был
монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик
знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта
Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные
принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом
последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в
противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о
богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского
бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая
бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее не
противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.
Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием,
в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только
благодаря субстанциям. В зависимости от реализации формы Фома выделяет
четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет
лишь внешнюю определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На
следующей ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне
при- суща целесообразность,- таковы растения. Третий уровень - животные,
здесь форма - действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не толь- ко
цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-
разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на
четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи,
а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа,
высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая
разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у
Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не
являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной
души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела -
мышления и воления. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда
как человеческая душа - бессмертна. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает
разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле
прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность
различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический
разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание,
руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не
теоретической установкой, не созерцанием. Учение Фомы пользовалось большим
влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома
выдвигает 5 доказательств бытия Бога:
1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.
2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.
3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.
4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).
5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.
Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской
онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие
индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с
бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных
сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая
уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности
бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
2 Единичное, особенное и общее.
Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное,
общее -диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие
различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует
качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие,
пространственную и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два
предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них,
постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство,
повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса
(абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех
единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает
сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство
особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41