Шпаргалка по философии

социальном плане их различие существенно. Оно определено отношением

человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства

способов человеческой деятельности и поведения. Специфические черты и

характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда

адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство

полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов,

архитектура городов - все это социальные пространственные структуры.

Историческое развитие меняет пространственную среду, и новые

пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их.

Специфика социального пространства тесно связана с со спецификой

социального времени, которое является внутренним временем общественной

жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных

процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных

процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних

стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были

замедленными. Социальное время в этих обществах носило квазициклический

характер. Человек жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось

ему золотым веком. Идея направленности времени и ориентация на будущее

возникли в культуре значительно позднее. Т.о. социально-историческое время

течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере

общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического

времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это

ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение

социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно

большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное

время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно

возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В

рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие

историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций,

можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется

протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

5.3. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,

классы, нации, личности.

Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как

разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений,

воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно

только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым,

своеобразного "сведения" индивидуального к социальному. Метод такого

"сведения" основан на том, что имеются общие, существенные, типические

черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, стремлений, целей.

Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных

общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура

общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту

структуру больших социальных групп. При таком подходе ни в какой мере не

ущемляется ни уникальность человеческой личности, ни ее роль в обществе.

Напротив, на научную почву ставится объяснение возможностей ее воздействия

на ход истории. Но предпосылкой и обязательным условием этого объяснения

является, сведение индивидуального к социальному, т.е. выделение больших

социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не

тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми, индивидуальными

чертами и признаками. Все это открывает также путь для теоретического

исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его

"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и

выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности

осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического

процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются

только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое

место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует

в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат

истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является

личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа

может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие

интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.

Основными социальными субъектами исторического процесса в

послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс

социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо

дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными

или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным

средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития

на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются

большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного

производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в

общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и

размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль

социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,

когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда

возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными

движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не

может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя

вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И

чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В

социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая

общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному

положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном,

во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества

приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о

превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта

исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы,

понимание того, что все люди находятся в "одной лодке" , повышает роль

человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом

процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то

и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей,

которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и

очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу

и двигатель истории. Создавая материалистическое понимание истории,

основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что

деятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правда

они всегда при этом отмечали и ее огромную роль в обществе. Личность не

может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую

объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может

сделать чрезвычайно много.

1. Становление диалектики в античной философии(Гераклит и элеаты).

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика

мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в

котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных

формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко диалектика

представлена у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как

подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал

первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди

элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление,

еще не свободна от образно - метафорической формы, в ней логическая

обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы

противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся

наиболее далеко. Его вклад в развитие диалектики исключителен. Это отмечали

и Гегель и Ленин. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных

понятиях. Это скорее отдельные гениальные наблюдения, которые в большей или

меньшей мере являются угадыванием основных черт диалектики. К ним относится

, в частности, универсальность развития (его источником является борьба

противоположностей). Центральным мотивом всего его учения был принцип все

течет. Постоянный ход развития он сравнивает с течением реки, в которую

нельзя войти дважды. Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана

с его естественным материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с

однозначным подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с

констатацией бесконечности этого материального принципа мы находим у

Гераклита и мысль, подчеркивающую бесконечность материи в историческом

смысле и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости.

Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями,

происходящими в исходной "праматерии". Одна материя, согласно ему, "живет

смертью" другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию

"творческого отрицания". Гераклитова философия является вершиной стихийно

диалектического понимания мира во всей античной философии. Хотя некоторые

позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны

зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого

универсального развития, какое было у Гераклита.

Философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) близка

традициям спонтанного, стихийного материализма, однако она отрицает

"стихийную диалектику" предшествующих философских школ. Полемика элеатов с

диалектикой Гераклита, хотя это и кажется парадоксальным, приводит к

постижению реальных, объективно существующих противоречий. Отрицание

движения, выведение противоречий из предпосылок его существования - в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты