социальном плане их различие существенно. Оно определено отношением
человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства
способов человеческой деятельности и поведения. Специфические черты и
характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда
адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.
Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство
полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов,
архитектура городов - все это социальные пространственные структуры.
Историческое развитие меняет пространственную среду, и новые
пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их.
Специфика социального пространства тесно связана с со спецификой
социального времени, которое является внутренним временем общественной
жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных
процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных
процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних
стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были
замедленными. Социальное время в этих обществах носило квазициклический
характер. Человек жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось
ему золотым веком. Идея направленности времени и ориентация на будущее
возникли в культуре значительно позднее. Т.о. социально-историческое время
течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере
общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического
времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это
ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение
социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно
большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное
время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно
возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В
рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие
историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций,
можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется
протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.
5.3. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,
классы, нации, личности.
Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как
разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений,
воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно
только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым,
своеобразного "сведения" индивидуального к социальному. Метод такого
"сведения" основан на том, что имеются общие, существенные, типические
черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, стремлений, целей.
Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных
общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура
общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту
структуру больших социальных групп. При таком подходе ни в какой мере не
ущемляется ни уникальность человеческой личности, ни ее роль в обществе.
Напротив, на научную почву ставится объяснение возможностей ее воздействия
на ход истории. Но предпосылкой и обязательным условием этого объяснения
является, сведение индивидуального к социальному, т.е. выделение больших
социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не
тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми, индивидуальными
чертами и признаками. Все это открывает также путь для теоретического
исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его
"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и
выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности
осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического
процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются
только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое
место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует
в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат
истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является
личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа
может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие
интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.
Основными социальными субъектами исторического процесса в
послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс
социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо
дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными
или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным
средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития
на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются
большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного
производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в
общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и
размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль
социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,
когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда
возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными
движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не
может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя
вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И
чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В
социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая
общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному
положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном,
во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества
приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о
превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта
исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы,
понимание того, что все люди находятся в "одной лодке" , повышает роль
человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.
Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом
процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то
и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей,
которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и
очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу
и двигатель истории. Создавая материалистическое понимание истории,
основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что
деятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правда
они всегда при этом отмечали и ее огромную роль в обществе. Личность не
может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую
объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может
сделать чрезвычайно много.
1. Становление диалектики в античной философии(Гераклит и элеаты).
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика
мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в
котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных
формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко диалектика
представлена у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как
подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал
первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди
элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление,
еще не свободна от образно - метафорической формы, в ней логическая
обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
В интуитивном понимании развития как единства и борьбы
противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся
наиболее далеко. Его вклад в развитие диалектики исключителен. Это отмечали
и Гегель и Ленин. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных
понятиях. Это скорее отдельные гениальные наблюдения, которые в большей или
меньшей мере являются угадыванием основных черт диалектики. К ним относится
, в частности, универсальность развития (его источником является борьба
противоположностей). Центральным мотивом всего его учения был принцип все
течет. Постоянный ход развития он сравнивает с течением реки, в которую
нельзя войти дважды. Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана
с его естественным материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с
однозначным подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с
констатацией бесконечности этого материального принципа мы находим у
Гераклита и мысль, подчеркивающую бесконечность материи в историческом
смысле и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости.
Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями,
происходящими в исходной "праматерии". Одна материя, согласно ему, "живет
смертью" другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию
"творческого отрицания". Гераклитова философия является вершиной стихийно
диалектического понимания мира во всей античной философии. Хотя некоторые
позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны
зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого
универсального развития, какое было у Гераклита.
Философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) близка
традициям спонтанного, стихийного материализма, однако она отрицает
"стихийную диалектику" предшествующих философских школ. Полемика элеатов с
диалектикой Гераклита, хотя это и кажется парадоксальным, приводит к
постижению реальных, объективно существующих противоречий. Отрицание
движения, выведение противоречий из предпосылок его существования - в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41