на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные.
Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые
сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных
объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой
развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без
того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры,
разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут
существовать независимо от материальных объектов и процессов.
В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась
реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких
представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по
вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что
пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и
вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как
материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с
позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции
подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.
Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами
бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой
материей и ее движением.
Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи
Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности
реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и
времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ
века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в
понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить,
уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и
времени.
В чем же состоят основные выводы теории относительности по данному
вопросу? Специальная теория относительности, построение которой было
завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом
мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной
системы отсчета к другой. Система отсчета в физике- это образ реальной
физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть
инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и
временные характеристики тел. Старая физика считала, что если системы
отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга (такое
движение называется инерциальным), то пространственные интервалы
(расстояние между двумя близлежащими точками), и временные интервалы (
длительность между двумя событиями) не меняются.
Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала
их ограниченную применимость. Оказалось, что только тогда, когда скорости
движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать,
что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет
о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение
пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении
относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы
сокращаются, а временные растягиваются.
Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что
ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении
со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче. Вместе с тем в
этой же ракете замедлились бы и ход часов, и пульс космонавта, и его
мозговые ритмы, обмен веществ в клетках его тела, то есть время в такой
ракете течет медленнее, чем время у наблюдателя, оставшегося на месте
старта. Это, конечно, противоречит нашим обыденным представлениям, которые
формировались в опыте относительно малых скоростей и поэтому недостаточны
для понимания процессов, которые развертываются с около световыми
скоростями.
Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону
пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила
глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе
существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно
время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному
расщепляется в зависимости от характера движения тел. Абстрагирующая
способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая
их отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их
совместность, что легко установить, анализируя даже ситуации повседневной
жизни. В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно
определить только место, где оно происходило, важно еще указать время,
когда оно происходило. До создания теории относительности считалось, что
объективность пространственно-временного описания гарантируется только
тогда, когда при переходе от одной. системы отсчета к другой сохраняются
отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория
относительности обобщила это положение. В зависимости от характера движения
систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления
единого пространства-времени на отдельно пространственный и отдельно
временной интервалы, но происходят таким образом, что изменение одного как
бы компенсирует изменение другого.
18.3Культура и цивилизация
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той
общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой
общности было одновременно и развитием самого человека ‘. В таких условиях
социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:
социальная жизнь был одновременно и жизнью данной культуры, а достижения
общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного
общества было вплетено в материальную деятельность людей, так и культурный
аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него. Другой
особенностью первобытной социальности был ее “естественный” характер.
Родоплеменные, а также внутри- и меж общинные отношения “естественно”
возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой
борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих
отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно
глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества,
означавшим становление цивилизации. Анализируя переход от первобытности к
цивилизации, можно выделить ее основные характеристики: общественное
разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного
труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного
производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как
следствие этого—появление государства, права наследования имущества,
глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие
различных форм духовного производства. и. Понятие цивилизации настораживает
своей неопределенностью и многозначностью’, в него часто вкладывается самое
различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним
культуры (человек культурный и цивилизованный— характеристики
однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное,
вещное “тело” общества в противоположность культуре как началу духовному.
Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле
как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам
социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация— это этап упадка культуры,
ее старения.
В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной
философии (в том числе у А. Тойнби) понятие цивилизации используется для
характеристики конкретного общества как социокультурного образования,
локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта
или Вавилона, арабская цивилизация и т. д.), или как фиксация определенного
уровня технологического развития.
Конечно, все эти характеристики цивилизации не случайны, они отражают
некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как
правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для
критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и
концепциям цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость
использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-
философского содержания. Некоторые итоги можно было бы кратко выразить
следующим образом. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком,
окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование
цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека,
усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде
своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм
социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и
продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную
определенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие более
глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе,
вышедшем из первобытного состояния,-- это различия внутри цивилизации.
Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает цивилизацию,
развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в
себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в
развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное
измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического
общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов а также противоречия
двух социальных систем имеют свой предел—они не должны разрушать
цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности. Такой подход позволяет более
определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий
современной цивилизации в целом. 3агрязнение окружающей среды отходами
производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам,
нерациональное природопользование породили глубокую противоречивую
экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем
цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41