различие неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося)
Ц., что связано с развитием духа, а не материи. Маркс сформулировал
принципы изучения органичного Ц. - метод восхождения от абстрактного к
конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.п. Он -
основоположник методологии научного исследования общества как Ц. Диалект.
материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных
на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил рационально
объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было показано,
что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей. Ц.
характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным
частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной
системе связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком
всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические
черты Ц. Это возникновение нового в процессе развития; появление новых
типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархия;
разделение целостных систем на органичные (биологические и социальные
объекты - свойства частей определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом,
молекула и т. п., где свойства частей определяют свойства Ц.). Современное
познание частей и целого происходит одновременно: выделяя части, мы
анализируем их как элементы Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как
диалектически расчлененное, состоящее из частей. Целостность - внутреннее
единство объекта, его отделённость от окружающей среды, а также сам объект,
обладающий такими свойствами. Однако, сам объект может обладать множеством
связей со средой, существует лишь в единстве с ней. В истории философии
можно выделить две тенденции в трактовке этого понятия: целостность как
полнота, как охват всех свойств, сторон и связей объекта (подобно
конкретности) и целостность как внутренняя обусловленность объекта, его
уникальность и специфика (подобно сущности). Это понятие важно, когда
задача исследования заключается в получении синтетического знания об
объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает выявить внутреннюю
детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения и специфики
объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к объектам, но и
процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские категории,
отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности:
определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов,
образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и
выражения этого С., его различных модификаций , т.е. Ф. Ф. употребляется и
в значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф.
сводилась к структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и
свойств (материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В
материалистической диалекте проводится деление между С. и материей. Это
важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные
определения вещи имеют значение Ф. существования и проявления иного,
социального С. Необходимость различения материи и С. сохраняется и для при
родных явлений: С. здесь составляет определенный субстрат, характерные
этому явлению. Структура - необходимый компонент С. С изменением структуры
существенно меняется С. объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя
многообразные модификации С., спосбы его существования и проявления, также
обладает определенной структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе
развития обязательно включает как воздействия различных компонентов С. на
Ф., так и различных компонентов Ф. на С. с уче том их субординации. С.
представляет ведущую сторону объекта, а Ф. ту сторону, которая
модифицируется, изменяется в зависимости от изменения С. и конкретных
условий его существования. В свою очередь Ф. ,обладая относительной
самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на С. Ф. может
тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. - случай
отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф., так
и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно,
преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия
между ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое
в конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф.,
адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и
Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный
компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и
диалектически противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества.
Противоречия С. и Ф. в способе производства, базисе и надстройке,
экономике, политике и др. - одна из важнейших движущих сил общественного
развития.
13.1 Натурфилософия эпохи возрождения.
Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма,
класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в
новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое
мировоззрение. Вся идея философии Возрождения противостоит схоластике
средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные открытия того
времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки и др.
цивилизаций и мн. др. В эпоху возрождения философия вновь обращается к
изучению природы. Однако в понимании природы, также как и в трактовке
человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде
всего сказывается в том , что природа трактуется пантеистически.
Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей
ренессансной философии, "последний философ средневековья и первый философ
эпохи Возрождения". Как и большинство философов своего времени,
ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он перемыслил
учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У
Платона и неоплатоников единое характеризуется через противоположность
"иному", не-единому. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма,
отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не
противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -
формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано
Бруно.
Эта формула неприменима для христианского теизма, принципиально
отличающего творение ("все") от творца ("единого"); но, что не менее важно,
она отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли
единое со "всем". Т.о. появляется новый, возрожденческий подход к проблемам
онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский
делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.
Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет
его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский, таким образом,
открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот
методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской
диалектики.
По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность
космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя
помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был
бы замкнут. Разрушая конечный космос античной и средневековой науки, в
центре которого находится неподвижная земля, Кузанский, тем самым,
подготавливает коперниканскую революцию в астрономии. Вслед за Кузанским
Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем
основывает новую астрономическую систему. Согласно его учению, Земля, во-
первых вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Во-
вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира.
Вслед за Кузанским Коперник считает, что Вселенная неизмерима и
безгранична.
Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как
тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением. Эту
тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав
последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму.
Джордано Бруно также опирался на гелиоцентрическую астрономию Коперника.
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный
космос.
Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и
традиционную противоположность формы как начала неделимого, а потому
активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала
беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не
только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а
именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у
формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен
Платона и Аристотеля считалось присущем именно форме. Природа, согласно
Бруно, есть "Бог в вещах".
Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления
выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки. Характерным
представителем является Галилео Галилей (1564-1642), являющийся одним из
основателей современного экспериментально-теоретического естествознания,
заложивший основы классической механики. В гносеологии он развивал идею
безграничности "экстенсивного" познания природы, отмечая в то же время
возможность достижения абс. истины, т.е. "интенсивного" познания. Исходным
пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако,
сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным
реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое
количественно-математическое описание. Галилей выделял два основных метода
экспериментального исследования природы. Аналитическим методом "резолюции"
с использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного
перехода выделяются элементы реальности не доступные непосредственному
восприятию (напр., мгновенная скорость, движение по инрции). Далее на
основе синтетически-дедуктивного метода "композиции" строится теоретическая
схема, объясняющая явление и подтверждающая ранее выдвинутые предположения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41