Шпаргалка по философии

чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей

(“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные

силы и имеет множество различий в восточной и западной философских

традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком

всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение

человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века)

предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его

интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания

помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме.

Важным для понимания проблем сознания были работы Канта, в которых

исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика

познавательных способностей человека, как субъекта познания. Философия

Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения,

согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира

человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его

зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также

всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в

результате совместных действий множества клеток головного мозга, который

является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока.

Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом

познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения

человека, регуляцию и контроль за всеми действиями.

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией

запечатления (импритинга) и одновременно формирует как внимание, так и волю

человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все

психические процессы есть продукт того, что делает мозг. Это - процессы

ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами; это -

внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной

умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные,

однако сознательная мыслительная деятельность ( абстрактное мышление)

возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с

помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную

деятельность, свой опыт. Поэтому сознание ( в другой терминологии

абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

21.3 Природа и общество. Общество как природный мир.

Природа в широком смысле слова означает весь мир в многообразных его

проявлениях. Общество связано с природой своим происхождением ,

существованием и своим будущим. Однако оно существенно отличается от

неорганической и органической природы, представляет собой качественно

особую систему со специфической структурой и особыми законами

функционирования и развития и выступает по отношению к обществу не только

средой, в которой оно возникло, живет и развивается, но и объектом его

воздействия. Именно ту часть природы. в которой живет и с которой

взаимодействует общество, называют “природой” или природной средой .

Природная среда пространственно расширяется по мере развития

человечества. Сегодня объектом его прямого или косвенного воздействия на

планете Земля становится биосфера.

Биосфера (учение о ней создано Вернадским ) включает все живые

организмы , их среду обитания и продукты жизнедеятельности .

Общество а широком смысле - это все человечество, социальные организмы

последовательно сменяющие друг друга, исторически связанные и качественно

различные.

Чтобы существовать люди должны производить, Для этого они вступают в

определенные связи и отношения ,и лишь через посредство этих связей и

отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Уровнем развития производительных сил определяются масштабность и сила

воздействия на природу. От характера производственных отношений зависит

цель воздействия на природу - осуществляется ли оно в интересах получателя

прибыли или в интересах народа, человека, служит удовлетворению его

различных потребностей. Характером производственных отношений

детерминируются не только технико-экономические, но и психологические

политико-правовые, этические, эстетические, философские и т.д. отношения

людей к природе.

Наконец существует и третий вид отношений . “Третье отношение, с

самого начала включающееся в ход исторического развития,- писал К .Маркс и

Энгельс - заключается в том, что люди, ежедневно заново производящие свою

собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться ...“

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов.

Важнейшими среди них являются следующие: 1)общесоциологический закон об

определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о

котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни

обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2)

общесоциологический закон соответствия производственных отношений

характеру и уровню производительных сил; 3) закон классовой борьбы и

социальной революции, действующий в классово антагонистическом обществе;

4)общесоциологический закон возрастания роли масс субъективного фактора в

историческом процессе развития человечества.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом

исторического процесса,

Взаимодействие природы и общества. Маркс и Энгельс показали, что

общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым,

настоящим и своим будущим. Великое значение природы в существовании и

развитии человечества состоит в том что Солнечная система - наш мир, Земля

- “дом” человечества .

В процессе развития природы сформировались климатические и

биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа

оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными

условиями и уровнем развития производства. На человека и общество оказывают

влияние и климатические условия.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку

они распределены неравномерно.

На жизнедеятельность общества влияют стихийные силы природы : засухи и

наводнения, селевые потоки и землетрясения, вулканические извержения,

цунами, тайфуны.

Общество в свою очередь всей своей жизнедеятельностью оказывает

влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет

свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы,

культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее.

Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен

воздействий между ними : человек потребляет вещества природы и выделяет в

нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется через

производство . особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы

загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье

людей и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия

процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой

проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и

малоотходной).

22.1 Естественнонаучные и философские взгляды Канта.

И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В

докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,

физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости

приливов и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы

о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта

гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из

возможных вариантов происхождения Вселенной.

Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками"

названы основные произведения этого периода: "Критика чистого разума",

"Критика практического разума", "Критика способности суждения". все эти

работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные

ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл

свою философскую систему.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских

проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к

истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение

вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными

и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях

и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии

ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют

вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают

многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами

чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в

традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих

преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и

индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления -

понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый

характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств,

форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась

ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они

существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению

Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы

их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не

знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны

его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в -

себе", непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить

"вещи сами по себе" и явления . Отсюда вытекал вывод об ограниченности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты