Шпаргалка по философии

связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть

выявлено в развернутой системе взаимоотношения предметов. Отношение двух

предметов, в котором обнаруживается единичное, является моментом этой

развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая

форма существования всеобщего в действительности. Диалектика единичного и

общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по

себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным, от дельным,

существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс

предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное выступает в

диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим:

скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика единичного

и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.

Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого

опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе

с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий,

указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.). Другой

подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением

поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его

выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и

"Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно

устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие данному предмету,

объединяющие воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной

предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие

свойств предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета,

постигаемые в эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются

законы, составляющие сущность предмета. В истории философии существовали

самые различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например,

рассматривал сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как

чувственно- воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные

идеалисты (Платон, Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали

ее идеальной. Такие субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают

вообще существование сущности, поскольку для них явление - это совокупность

ощущений, а кроме них ничего индивиду не дано. Диалектический материализм

признает объективное существование и сущности, и явления, рассматривает их

в тесной связи друг с другом: сущность раскрывается в явлении, а явление

обнаруживает сущность. (Человеческое познание движется от явлений к

сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго

порядка и т. д.).

11.3 Формации и цивилизации - единство и многообразие.

Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе

социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы

называть общественными формациями любые социальные образования от

воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой

личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие

формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития.

Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью -

первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,

коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран

под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого

К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной

зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на

вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости,

образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и

социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем

индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный

методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием

логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является

противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить

явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести,

например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа

производства и т. п.

В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что

социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной

только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие

больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.

Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием

"культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным

общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие

"Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако

такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский

сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно

которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных

цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции

Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия любой

культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация

искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших

городах, превращение народов в безликие "массы".

Шпенглер полагал, что каждая культура живет, подчиняясь особым, только

ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды расцвета, старения и

гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену

различных культур.

Само по себе признание и подчеркивание разнообразия культур, их

оригинальности, специфики и в этом смысле - относительной равноценности,

критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и однолинейного

движения истории, отказ от европоцентризма, является сильной и даже

привлекательной стороной концепции локальных культур и цивилизаций. И все-

таки в этих концепциях особенное абсолютизировано и доведено до отрицания

общего, то есть единых и общих начал развития всемирной истории.

Гносеологические корни концепции локальных культур и цивилизаций

заключаются в односторонней интерпретации, метафизической абсолютизации

многообразия человеческой истории. На самом деле между культурами и

цивилизациями имеются не только различия, но и существенные общие моменты,

черты, стороны - то, что не только их разъединяет, но и объединяет.

Интересно то, что то что объединяет одни страны и цивилизации

разделяет другие. Например: Вера, Экономика, Культура, Экология.

1 Проблема личности и общества в философии Возрождения. (Макиавелли Н.,

Мор Т., Кампанелла Т.)

Начиная с 15 века происходит целый ряд изменений в социально-

экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой

эпохи , которая вошла в историю под именем Возрождения или Ренессанса. Эти

изменения сопровождались существенными пере менами в умонастроениях,

которые прежде всего были связаны с процессом освобождения от религии и

церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает

не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство,

философия. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения

оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать

эпохой религиозной, то Воз рожденье - эпохой художественно-эстетической. В

центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в

средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения

в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого

периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения

индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и, в отличие от

средневекового общества, представляет не тот или иной союз, а самого себя и

все заслуги он приписывает не союзу, а самому себе. Разносторонность -

идеал человека эпохи Ренессанса. В отличие от средневекового мастера,

который принадлежал к цеху и достигал мастерства именно в своей сфере,

ренессансный мастер вынужден сам отстаивать свою честь и интересы и высшую

заслугу видит именно во всесторонности своих знаний и умений. В эпоху

Возрождения человек становится творцом своей судьбы. Бог дал человеку

свободную волю и он должен сам решать свою судьбу, определить свое место в

мире. Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим

отличается от других природных существ. Он господин над всей природой, то

есть по мере того как человек становится творцом собственной жизни и

судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху

Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху

становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Непохожесть на

других становится важнейшим признаком великой личности. Нередко можно

встретить утверждение, что в это время впервые формируется понятие личности

как таковой. Это в самом деле верно, если мы отождествляем понятие личности

с понятием индивидуальности, хотя на самом деле их следует различать.

Индивидуальность - категория эстетическая, в то время как личность

категория - нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки

зрения того, как и чем он отличается о других, то мы смотрим как бы извне,

глазом художника; к поступкам человека мы прикладываем толь ко один

критерий - его оригинальность. Что же касается личности, то в ней главное

другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим

разделением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение

личности - способность нести ответственность за свои поступки. и далеко не

всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением

человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты

развития могут существенно между собой расходится. Поэтому богатое развитие

индивидуальности в эту эпоху нередко сопровождалось крайностями

индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию

эстетического подхода к человеку. Макиавелли Николло ди Бернардо (1469-

1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М.,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты