связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть
выявлено в развернутой системе взаимоотношения предметов. Отношение двух
предметов, в котором обнаруживается единичное, является моментом этой
развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая
форма существования всеобщего в действительности. Диалектика единичного и
общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по
себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным, от дельным,
существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс
предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное выступает в
диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим:
скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика единичного
и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.
Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого
опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе
с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий,
указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.). Другой
подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением
поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его
выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и
"Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно
устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие данному предмету,
объединяющие воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной
предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие
свойств предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета,
постигаемые в эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются
законы, составляющие сущность предмета. В истории философии существовали
самые различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например,
рассматривал сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как
чувственно- воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные
идеалисты (Платон, Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали
ее идеальной. Такие субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают
вообще существование сущности, поскольку для них явление - это совокупность
ощущений, а кроме них ничего индивиду не дано. Диалектический материализм
признает объективное существование и сущности, и явления, рассматривает их
в тесной связи друг с другом: сущность раскрывается в явлении, а явление
обнаруживает сущность. (Человеческое познание движется от явлений к
сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго
порядка и т. д.).
11.3 Формации и цивилизации - единство и многообразие.
Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе
социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы
называть общественными формациями любые социальные образования от
воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой
личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие
формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития.
Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью -
первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран
под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого
К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной
зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на
вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости,
образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и
социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем
индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный
методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием
логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является
противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить
явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести,
например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа
производства и т. п.
В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что
социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной
только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие
больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.
Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием
"культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным
общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие
"Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако
такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский
сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно
которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных
цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции
Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия любой
культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация
искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших
городах, превращение народов в безликие "массы".
Шпенглер полагал, что каждая культура живет, подчиняясь особым, только
ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды расцвета, старения и
гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену
различных культур.
Само по себе признание и подчеркивание разнообразия культур, их
оригинальности, специфики и в этом смысле - относительной равноценности,
критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и однолинейного
движения истории, отказ от европоцентризма, является сильной и даже
привлекательной стороной концепции локальных культур и цивилизаций. И все-
таки в этих концепциях особенное абсолютизировано и доведено до отрицания
общего, то есть единых и общих начал развития всемирной истории.
Гносеологические корни концепции локальных культур и цивилизаций
заключаются в односторонней интерпретации, метафизической абсолютизации
многообразия человеческой истории. На самом деле между культурами и
цивилизациями имеются не только различия, но и существенные общие моменты,
черты, стороны - то, что не только их разъединяет, но и объединяет.
Интересно то, что то что объединяет одни страны и цивилизации
разделяет другие. Например: Вера, Экономика, Культура, Экология.
1 Проблема личности и общества в философии Возрождения. (Макиавелли Н.,
Мор Т., Кампанелла Т.)
Начиная с 15 века происходит целый ряд изменений в социально-
экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой
эпохи , которая вошла в историю под именем Возрождения или Ренессанса. Эти
изменения сопровождались существенными пере менами в умонастроениях,
которые прежде всего были связаны с процессом освобождения от религии и
церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает
не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство,
философия. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения
оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать
эпохой религиозной, то Воз рожденье - эпохой художественно-эстетической. В
центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в
средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения
в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого
периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения
индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и, в отличие от
средневекового общества, представляет не тот или иной союз, а самого себя и
все заслуги он приписывает не союзу, а самому себе. Разносторонность -
идеал человека эпохи Ренессанса. В отличие от средневекового мастера,
который принадлежал к цеху и достигал мастерства именно в своей сфере,
ренессансный мастер вынужден сам отстаивать свою честь и интересы и высшую
заслугу видит именно во всесторонности своих знаний и умений. В эпоху
Возрождения человек становится творцом своей судьбы. Бог дал человеку
свободную волю и он должен сам решать свою судьбу, определить свое место в
мире. Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим
отличается от других природных существ. Он господин над всей природой, то
есть по мере того как человек становится творцом собственной жизни и
судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху
Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху
становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Непохожесть на
других становится важнейшим признаком великой личности. Нередко можно
встретить утверждение, что в это время впервые формируется понятие личности
как таковой. Это в самом деле верно, если мы отождествляем понятие личности
с понятием индивидуальности, хотя на самом деле их следует различать.
Индивидуальность - категория эстетическая, в то время как личность
категория - нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки
зрения того, как и чем он отличается о других, то мы смотрим как бы извне,
глазом художника; к поступкам человека мы прикладываем толь ко один
критерий - его оригинальность. Что же касается личности, то в ней главное
другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим
разделением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение
личности - способность нести ответственность за свои поступки. и далеко не
всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением
человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты
развития могут существенно между собой расходится. Поэтому богатое развитие
индивидуальности в эту эпоху нередко сопровождалось крайностями
индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию
эстетического подхода к человеку. Макиавелли Николло ди Бернардо (1469-
1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М.,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41