Шпаргалка по философии

апперцепция - образы, возникшие в человеческом сознании сравниваются с

реальной действительностью. Кант делает вывод о том, что мысль не

тождественна действительности. Категории возникли не в результате движения

от чувственного к абстрактному, а в результате синтеза. Категории - это

априорные формы рассудка. Познавательная деятельность человека очень

сложна. Бог признается Кантом как логическая категория. В мире вещей не

может быть свободы. Свобода существует только в разуме. Человек познает

только феномен. Познание носит феноменальный характер. Сущность вещей

человек понять не может. По этому поводу Канта критиковали: за признание

“вещи в себе” вне нашего сознания - идеалисты; за агностицизм, который он

сам, впрочем, отвергает - материалисты. Рассудок всегда впадает в

противоречия (антиномии). Пример “Делима или неделима материя?”, “Конечна

или бесконечна субстанция?” - ответы на эти дефиниции неразрешимы на основе

эмпирического знания. Кант заключает, что человеческий рассудок сам диктует

природе свои принципы. Именно в категориях отражается функция рассудка,

т.к. категории - не обобщение эмпирических знаний, а априорные формы

рассудка. Работа “Критика чистого разума” - первая фундаментальная работа

Канта. Другие работы: “Критика практического разума” и “Критика способности

суждения”. Три основные способности человека 1. Чувственность ( ощущения )

2. Рассудок ( способность человека образовывать категории) 3. Разум (

способность формировать идеи ) Достоверное знание получается из синтеза

ощущений и понятий. Условие этого синтеза единство самого самосознания

человека. В этой структуре нет опыта и нет практики как критерия проверки

истинности знания.

28.2 Основание науки. Диалектика опыта и теории.

Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей.

Развиваясь в рамках: “живое созерцание - абстрактное мышление - практика”,

научное познание открывает новые свойства и связи исследуемой

действительности, фиксирует их в виде научных фактов. Наука ориентирована

на предметное и объективное исследование действительности. Научное познание

отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс

же этого отображения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта,

но и многочисленными факторами социокультурного характера. Среди основных

отличий науки от обыденного познания можно выделить: 1. Наука имеет дело с

особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.

2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий,

которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить

возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом 3. Наука

формирует специфические способы обоснования истинности знания -

экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний

из других, истинность которых уже доказана. 4. Системность и обоснованность

научного знания 5. Различия в методах познавательной деятельности между

научным и обыденным познанием. 6. Определенная система целостной ориентации

и условных установок, специфических для науки. Высшая ценность науки -

объективная истина. Основание научного знания обеспечивают целостность

предметной области. Она определяет стратегию научного поиска и во многом

обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей

исторической эпохи. Основание каждой конкретной науки имеют достаточно

сложную структуру. Можно выделить три главных составляющих блока оснований

науки: идеалы и нормы исследования научную картину мира философские

основания Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки,

отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия

какой тип продукта должен быть получен в результате их осуществления и

каким способом получить этот продукт Научная картина мира складывается в

результате синтеза знаний получаемых в различных областях науки и содержит

общие представления о мире вырабатываемые на соответствующих стадиях

исторического развития науки. Философские основания науки - это философские

идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и

содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают

включение научного знания в культуру. В структуре научного знания выделяют

прежде всего два уровня знаний - эмпирический и теоретический. Им

соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида

познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

Основные критерии, по которым различаются эмпирический и теоретический

уровни, следующие: 1. Характер предмета исследования 2. Тип применяемых

средств исследования 3. Особенности метода Эмпирическое и теоретическое

исследования могут познать одну и ту же объективную реальность, но ее

представление в знаниях различно. Эмпирическое исследование в основе своей

ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне

эмпирического познания сущностные связи не выделяются в чистом виде. На

уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в

чистом виде. Теория и эмпирическое исследование имеют дело с различными

срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает

явления и их корреляции; в отношениях между явлениями оно стремится

установить проявление закономерностей. Но в чистом виде оно дается только в

результате теоретического исследования. Опыт и теория различаются также и

по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном

практическом взаимодействии с изучаемым объектом. Оно предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. В теоретическом

исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с

объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте, но не в реальном. Эмпирический и теоретический типы

познания различаются по методам исследовательской деятельности. Основными

методами эмпирического исследования являются реальный эксперимент и

реальное наблюдение. В теоретическом исследовании применяются особые

методы: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами,

методы построения теории, методы логического и исторического исследования и

т.д. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету,

средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них

представляет собой абстракцию. В реальной действительности они всегда

взаимодействуют. Научное знание в любой области науки представляет собой

массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие

в формировании фактов; факты, в свою очередь, требуют построения новых

теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а затем

обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится

новая теория, которая дает объяснение известным ранее но не нашедшим до

этого момента объяснения фактам, либо заставляет по новому интерпретировать

известные фаты.

28.3 Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как

ценность.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и

может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о

смысле и цели жизни. Размышления над этим вопросом для многих людей

оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть

“основной” линией жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на

разных уровнях - будь то общество в целом или трудовой коллектив, или

семья, или близкие друзья. Осознавая, что не вечен, человек начинает

вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что

эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей

культуре человечества. Поисками ответа на этот вопрос занималась и

занимается мифология и различные, и религиозные учения, и искусство, и

различные направления философии. Философский материализм отрицает

возможность личного физического бессмертия. Это еще более драматизирует

вопрос о смысле человеческой жизни, поскольку человеку не остается никакой

надежды на потустороннюю жизнь, на воздаяние за его поступки. Марксизм

исходит прежде всего из собственной ценности и самоцельности человеческой

жизни, которая предстает в ней не случайной и не бессмысленной, поскольку

индивид, личность рассматривается не только сам по себе, но и как часть

целого - человеческого общества. Маркс отмечал, что “индивид есть

общественное существо”. Поэтому всякое проявление его жизни является

проявление и утверждение общественной жизни. Человек не удовлетворяется

ситуацией, когда, как говорил Маркс, “самая жизнь оказывается лишь

средством к жизни”. Такая неудовлетворенность, нереализованность содержит в

себе побудительные причины творческой деятельности. Именно поэтому,

признание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои

способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его

культуры. В этом, согласно марксизму, и заключается смысл жизни отдельной

личности. Осознание человеком неизбежности своей смерти, скорбь по

умирающему содержит в себе трагические мотивы. Но этот трагизм в какой-то

степени смягчается (но не снимается) тем, что отдельный человек, будучи

представителем человеческого рода, остается жить в роде посредством

продуктов своего творчества. Если человек сознает, что его жизнь была

прожита не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела нужные и

полезные, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым и

проблема личной смерти не выдвигается на передний план. В настоящее время

многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, была бы

дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает

множество нравственно-гуманистических дилемм, воззрений. С особой остротой

обсуждается, например, “право на смерть” в дискуссиях, где сталкиваются две

противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность

свободы личности в решении этих вопросов, а с другой - ее полную

подчиненность общественным и государственным интересам. В современных

дискуссиях о праве на смерть имеют в виду не самоубийство, как действие

активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты