Шпаргалка по философии

возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности

и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами

опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум -

это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка,

ставит перед ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не

сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с

помощью разума(Платон). Идеи - это представления о цели, к которой

стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи

разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к

деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию

и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории -

действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии,

запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям

разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на

мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это

противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею

мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух

противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в

пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного

человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире

"вещей самих по себе".

22.2 Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация.

Управление.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг

сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным

для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из

материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный характер духа,

сознания, и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи

и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.

Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом вопросе, говорит, что

материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие

свойства и способности , вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы

же те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием ,

которые делают возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ

положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи ,которое

выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей

неощущающей,

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки

для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания .

Важнейшей из этих предпосылок является положение о том , что любые формы

виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках

взаимодействия материальных образований и систем , находящихся на разных

уровнях развития .

Ленинское понятие отражения и основанная на нем теория отражения дают

теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как

отражения в гносеологическом смысле.

Все явления, объекты ,процессы беспрестанно взаимодействуют между

собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.

Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них

соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том

объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце

нагревается.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее

к материи которая обладает психикой и сознанием , является возникновение

информационного отражения , переход от отражения как всеобщего свойства

материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия ) к

использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на

другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой

природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего

каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать

отражение , связанное с активным использованием результатов внешних

воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует

понимать достаточно широко ; как свойство явлений быть побудителем

известных действий ,способствовать активной ориентации в окружающем мире .

При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение

состояния системы не прямо , а косвенно. Это воздействие опосредуется

приведением в активное состояние заложенной в материальной системе

внутренней программы построения движения. Информационно-сигнальный характер

внешнего воздействия определяется не свойствами этого воздействия как

такового - скажем, его энергетическими свойствами ,- а способностями

отражающей системы определенным образом использовать это воздействие в

качестве средства для ориентации системы.

Генетически исходной формой отражения , специфической для живой

природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность

организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие

определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои

лепестки под воздействием света и тени.

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в

появлении чувственности (способности к ощущению). Если раздражимость

присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для

животного мира .

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое

отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения

На стадии психического отражения получает свое развернутое выражение

присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней

активности и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет

собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия

внешней среды и реализации внутренних целей установок программ живого

существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как

реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

22.3 Культура как атрибут общественного человека, его

жизнедеятельности.

Термин “культура” латинского происхождения и первоначально означал

возделывание почвы, ее “культивирование”, то есть изменение в природном

объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех

изменений, которые вызваны естественными причинами.

В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное значение и им

стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры

действительно отражаются все ее существенные черты. Культура предстает как

сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой

естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной

природы.

Различают материальную и духовную культуру. Не следует, однако,

противопоставлять их друг другу. Ясно, что предметы материальной и духовной

культуры можно использовать по-разному. Орудия труда и произведения

станковой живописи служат разным целям. Так что функциональное различие

между материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе

с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и

духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее

духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение знаний, идей, целей

человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры

всегда облечены в материальную форму, ибо таким образом они могут быть

объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание

говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и

духовную.

Существует определение культуры как совокупности созданных человеком

ценностей. Т. е. мир культуры - это мир материальных и идеальных, духовных

ценностей, т. е. мир объектов материальных и идеальных, взятых в его

отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка

культуры как системы ценностей ограничивает культуру от природы и

одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком

определении культура выступает как определенный аспект общества и тем самым

проясняется ее социальная природа.

Из определений культуры следует что любое внешнее выражение культуры

есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от

человека, материальное “тело культуры” лишается динамики, движения, жизни.

А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта

культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Сам человек

формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое

существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка,

приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения

присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д.

Биологически же человеку дается только организм, обладающий определенным

строением, задатками, функциями. Поэтому будет не преувеличением сказать,

что культура представляет собой меру человеческого в человеке,

характеристику развития человека как общественного существа.

Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего

материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит

в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее.

делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру,

создавал новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности,

свою родовую человеческую сущность.

23.1 Социально-политическая теория и этика Канта.

Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в

“Основах метафизики нравственности”(1785), “Критике практического

разума”(1788), “Метафизике нравов”(1797).

Понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения

между людьми, Кант считал одной из важнейших задач философии. “Две вещи, -

заявлял он, - наполняют душу новым и все более сильным благоговением, - чем

чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты