подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых
процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть
получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических
рассуждений.
2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие
не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить
средством их проверки, критерием их соответствия действительности.
Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое;
она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие
которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе
практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:
1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и
изменяется;
2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все
задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно
изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений
и развития находится и объективная истина.
Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных
исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и
полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют
относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания
есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и
полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой
все более полное и точное познание объективной истины.
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-
либо явлении называют абсолютной истиной.
Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные
уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так
как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д.
Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной
истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе
исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем
нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный
процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим -
важнейшее проявление диалектики а процессе познания. Таким образом, каждая
относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот:
абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин
относительных.
Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать
только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной
природы четко сформулированными границами допускающими внутри себя
существование этой абсолютной истины.
Пример:
Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира
только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-
времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в
области определенной более общей теорией относительности Энштейна.
30.3 Наука и нравственность. Этика науки.
В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия
каждого из них подчиняются определенной системе этических норм,
определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается
непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти
нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь
результатом своего рода "исторического отбора", который сохраняет только
то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие
моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной
деятельности ("не укради" - нельзя заниматься плагиатом, "не лги" - нельзя
заниматься фальсификацией), так и требования для утверждения и защиты
специфических, характерных именно для науки ценностей (например,
бескорыстный поиск и отстаивание истины).
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же
оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это
обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не
требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным
знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или
иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность
за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может
переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим
требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его
области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на
какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом
фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в
публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью
которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать
исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его
результатов.
Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих
ценностей:
1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные
явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений
должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов
и знаний тех, кто их формулирует.
2. общность - научное знание должно свободно становиться общим
достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.
Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой
приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его
открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является
поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы,
получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны
рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель,
во имя которой проводятся исследования.
4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за
оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы
сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в
своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не
освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность
используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы
как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое
отношение к их результатам.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых:
процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных
результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные
точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы,
касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества,
сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов
часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка
ученым возможных негативных последствий для людей от использования
обществом его открытия или изобретения.
Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в
чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли
общество принять новое.
Пример:
Леонардо Да Винчи уничтожил свои чертежи подводной лодки, чтобы люди
не могли ее воспользоваться как средством ведения войны
31.2 Понятие метода и методологии.
Метод (греч. Methodos - ) - способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство
познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным
условием получения новых знаний.
Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания
- диалектический метод. Объективную основу диалектического метода
составляют наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет
методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в
качестве орудия познания во всех областях.
Существуют 2 типа методов и приемов исследования:
1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и
дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.).
Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части
(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего
изучения.
Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,
свойств или отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в
отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным
выделением интересующих нас свойств и отношений.
Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого
устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в
котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих
посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства
объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и
исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон,
интересующих познание.
2). Научные методы исследования:
а). Методы построения эмпирического знания.
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной
действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,
свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью
определенных знаковых средств.
Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или
сторонам.
Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41