Шпаргалка по философии

подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых

процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть

получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических

рассуждений.

2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие

не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить

средством их проверки, критерием их соответствия действительности.

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое;

она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие

которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе

практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и

изменяется;

2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все

задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;

3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно

изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений

и развития находится и объективная истина.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных

исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и

полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют

относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания

есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и

полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой

все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-

либо явлении называют абсолютной истиной.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные

уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так

как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д.

Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной

истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе

исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем

нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный

процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим -

важнейшее проявление диалектики а процессе познания. Таким образом, каждая

относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот:

абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин

относительных.

Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать

только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной

природы четко сформулированными границами допускающими внутри себя

существование этой абсолютной истины.

Пример:

Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира

только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-

времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в

области определенной более общей теорией относительности Энштейна.

30.3 Наука и нравственность. Этика науки.

В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия

каждого из них подчиняются определенной системе этических норм,

определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается

непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти

нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь

результатом своего рода "исторического отбора", который сохраняет только

то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие

моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной

деятельности ("не укради" - нельзя заниматься плагиатом, "не лги" - нельзя

заниматься фальсификацией), так и требования для утверждения и защиты

специфических, характерных именно для науки ценностей (например,

бескорыстный поиск и отстаивание истины).

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же

оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это

обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не

требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным

знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или

иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность

за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может

переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим

требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его

области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на

какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом

фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в

публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью

которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать

исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его

результатов.

Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих

ценностей:

1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные

явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений

должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов

и знаний тех, кто их формулирует.

2. общность - научное знание должно свободно становиться общим

достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.

Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой

приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его

открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.

3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является

поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы,

получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны

рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель,

во имя которой проводятся исследования.

4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за

оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы

сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в

своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы

как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое

отношение к их результатам.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых:

процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных

результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные

точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы,

касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества,

сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов

часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка

ученым возможных негативных последствий для людей от использования

обществом его открытия или изобретения.

Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в

чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли

общество принять новое.

Пример:

Леонардо Да Винчи уничтожил свои чертежи подводной лодки, чтобы люди

не могли ее воспользоваться как средством ведения войны

31.2 Понятие метода и методологии.

Метод (греч. Methodos - ) - способ достижения

цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство

познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным

условием получения новых знаний.

Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания

- диалектический метод. Объективную основу диалектического метода

составляют наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет

методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в

качестве орудия познания во всех областях.

Существуют 2 типа методов и приемов исследования:

1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и

дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.).

Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части

(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего

изучения.

Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,

свойств или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в

отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным

выделением интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого

устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в

котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих

посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства

объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и

исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон,

интересующих познание.

2). Научные методы исследования:

а). Методы построения эмпирического знания.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной

действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,

свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью

определенных знаковых средств.

Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или

сторонам.

Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты